Где заканчивается бдительность потребителя и начинается вымогательство?

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» возводит потребителя чуть ли не в ранг абсолютного хозяина ситуации.

Этим нередко пользуются недобросовестные граждане, атакующие магазины претензиями и судебными исками. Зачастую необоснованными. Правозащитники считают, что проблема покупательского экстремизма – это прежде всего дело морали.

Дело было в лаборатории районного рынка. Мы неспешно беседовали с представителем администрации, и тут в кабинет ворвалась женщина средних лет с пакетами продуктов в руках. Шумная, энергичная, того и гляди все сметет на своем пути.

– У вас на рынке просрочкой торгуют, – возмущалась она. – Да еще и обманывают: меня обвесили на 10 тысяч рублей!

И продемонстрировала содержимое пакета: сыр, масло, молоко, глазированные сырки. Все, судя по дате, просрочено. Мы направились к торговой точке, чтобы воочию убедиться в правдивости слов посетительницы. Кстати, последняя вела себя более чем уверенно: цитировала Закон Беларуси «О защите прав потребителей», грозила сообщить о нарушениях «куда следует». Свою грамотность объяснила тем, что в торговле проработала 20 лет. Когда подошли к торговой точке и стали изучать продукцию, то выяснили, что сырки, молоко, сметана действительно были просрочены, а на упакованном в целлофан куске сыра датой расфасовки значился… завтрашний день. Некоторые йогурты стояли не в холодильнике, а на витрине. Продавец, ничуть не смущаясь, заявила: изделия не успевают испортиться, так как их быстро разбирают. Наша посетительница уверенной походкой двинулась к колбасным рядам. Попутно делая замечания всем и каждому.

– Разве можно ценник втыкать иголкой прямо в колбасу, – негодовала она. – Перед тем как продать, переставляют ценникодержатель, а покупателю отрезают тот кусок, куда этот ценник был воткнут. Кто знает, во скольких сосисках и колбасах эта иголка побывала? Это же нарушение!

Завершения импровизированной проверки я не дождалась – поспешила по своим журналистским делам. На следующий день позвонила в администрацию рынка и поинтересовалась, чем закончилась история. Выяснилось: покупательнице вернули стоимость купленных ею товаров, и она, довольная, ушла. А потом продавцы колбас вспомнили эту женщину. Она, по их словам, уже приходила на рынок. Действовала по той же схеме: искала нарушения, выбирала и покупала просроченные продукты, а потом шла жаловаться в администрацию рынка.

Такое поведение напоминает потребительский экстремизм. Хотя, к слову, такого термина в белорусском законодательстве не существует. А явление есть. Это когда потребитель злоупотребляет своими правами, чтобы получить выгоду. В данной истории горожанка вела себя грамотно, за что, думаю, ее благодарить нужно. Такие люди дисциплинируют работников торговли, повышают качество уровня обслуживания. Ведь на то и щука в пруду, чтобы карась не дремал.

Что касается карасей. Знакомая продавец жаловалась, что к ним приходят представители обществ защиты потребителей с проверками, находят недостатки и угрожают закрыть магазин. Но! Такого рода организации при осуществлении проверок обладают правами, которыми наделен любой покупатель. Ничуть не больше. А теперь подумайте: станет ли продавец, у которого в торговом зале все в порядке, бояться проверок? То-то! Экстремизм – это нечто другое. Помните нашумевшую историю, как американка решила высушить в СВЧ-печке кошку после купания? Животное, естественно, погибло. А его хозяйка подала в суд жалобу на компанию, производящую микроволновки, из-за того что в инструкции не было написано о том, что в печке нельзя сушить животных. И что вы думаете? Выиграла! У всех на слуху история о том, как некая бабулька получила приличную сумму, подав в суд на известную сеть быстрого питания за то, что обожглась горячим кофе. С тех пор на стаканчиках пишут: «Осторожно! Горячий кофе!», а в инструкциях к микроволновкам: «Внимание! Не сушите в СВЧ животных!»

Пример из жизни одного минчанина, о котором рассказали в Белорусском обществе защиты потребителей. Молодой человек купил костюм и, не срезая ценники, отправился в нем на выпускной. На следующий день попытался вернуть покупку в магазин. Вел себя настойчиво, делая упор на Закон «О защите прав потребителей», где сказано про 14 дней, в течение которых покупатель имеет право вернуть товар.

– Действительно, предмет гардероба можно вернуть в течение двух недель, – рассказали в Белорусском обществе защиты потребителей. – Но только в том случае, если их не носили. А доказать, что вещь была в употреблении, опытному эксперту ничего не стоит. Покупателю не придется рассчитывать на возврат денег. К тому же продавец вправе потребовать возмещения стоимости экспертизы.

Но как показывает практика, многие магазины готовы заплатить шумным покупателям, лишь бы не бегать по судам и не тратить время и нервы. Вот еще пример. Купила в магазине пылесос, а он сломался (перестал втягивать пыль). Продавец направила меня с техникой в сервисный центр. На тот момент мне показалось, что именно торговая точка должна везти технику в мастерскую, а не потребитель. Стала «качать права»… Теперь вспомнить стыдно. Работник магазина пошла мне навстречу – забрала пылесос и на своей служебной машине отвезла в мастерскую. А я была дважды неправа. Во-первых, пылесос сломался по причине неправильной эксплуатации, во-вторых, товар весом менее 5 кг согласно законодательству потребитель должен отвозить в сервисный центр самостоятельно. Если больше, то за счет продавца.

Правозащитники считают, что проблема покупательского экстремизма – это прежде всего дело морали. И пока магазины идут на поводу нахальных клиентов, это явление не исчезнет. Кстати, продавец также может обратиться за консультацией и помощью в госорганы, те же потребительские общественные организации, к экспертам, наконец, в суд. Неправда, что последние защищают только покупателей.

Справочно:

Покупатель имеет право осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца; проверить наличие сертификата качества, гигиенического сертификата или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих документов; получить всю необходимую информацию о товаре: об изготовителе, потребительских свойствах, правилах безопасного пользования, сроках службы и годности – эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке на русском языке.

Перепечатка материала без письменного разрешения УП «Агентство «Минск-Новости» запрещена

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. пора создавать общество по защите прав продавцов

Комментарии закрыты