Где зимуют белорусские птицы, и какие пернатые из других стран ищут лучшей жизни у нас
Кто из белорусских птиц остается зимовать на родине, а кто улетает, и какие северные пернатые прилетают к нам за теплом и пищей, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны».
— Птицы делятся на оседлых и мигрирующих, — отметил директор организации Александр Винчевский. — Улетели многие. Белые аисты покинули родину в конце августа. Их путь лежал в Египет, Судан, Кению, Танзанию, вплоть до южной Африки. В общей сложности они пролетают около 9 тыс. км в одну только сторону. Бекасы, вальдшнепы, скворцы, жаворонки отправляются либо в Грецию, Турцию, либо в Западную Европу, например во Францию. Более теплолюбивые — большой и малый подорлики, осоед, змееяд — покинули Беларусь еще в сентябре. Они предпочитают Африку.
Несколько лет назад орнитологи Китая, Германии, Англии и Беларуси, чтобы больше узнать о передвижении кукушек, повесили на них передатчики. Оказалось, пернатые «поделили» Африку между собой территориально. Кукушки английские зимовали в Западной Африке, немецкие — немного восточнее. Белорусские облюбовали юг — Анголу, Мозамбик, а китайские — восток материка. В нынешнем году специалисты ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» повесили 8 передатчиков на больших подорликов, а эстонские орнитологи то же самое проделали со своими. Как выяснилось, зимуют эти пернатые в одних и тех же местах. Три белорусских больших подорлика сейчас находятся в Греции, один — на границе Греции и Турции. Еще 3 — в Судане, и один расположился в Египте на водохранилище Насер.
По словам орнитолога, если совсем замерзнут водоемы, улететь в Польшу могут и лебеди-крикуны. Покинуло страну большинство скворцов, однако каждую зиму часть из них остается, так же, как и некоторые другие виды пернатых, чего раньше не наблюдалось.
— Причина — в потеплении климата, — пояснил собеседник. — Птице что нужно? Не столько тепло, сколько корм. Скворцы, к примеру, находят его на фермах, свалках, могут есть и растительную пищу или долбить мясо с костей. В эти выходные видели конька лугового, он питается насекомыми, беспозвоночными.
— Откуда зимой насекомые?
— На границе берега и незамерзшей воды всегда есть беспозвоночные. И с течением времени все больше летних птиц остаются у нас на зиму.
— На какое самое дальнее расстояние улетают из Беларуси птицы?
— До южной Африки примерно 9 300 км в одну сторону. Но это если по прямой, а они так не летят. В пути находятся около 2 месяцев. Самый дальний мигрант — речная крачка. Направляется зимовать в Антарктику, туда, где не замерзает вода. Ей рыба нужна, рачки. За всю жизнь эти пернатые могут налетать сотни тысяч километров. Есть птицы, которые летят не только днем, но и ночью, — гуси, утки, некоторые воробьиные. К сожалению, довольно часто они насмерть разбиваются о высотные здания, потому что в стеклянных окнах отражается небо с облаками и они принимают картинку за реальность. Поэтому мы просим людей приклеивать на стекла какие-либо изображения. Птицы тогда эти места облетают. Кроме того, ночных мигрантов привлекают освещенные небоскребы. Кстати, в Канаде и США есть специальная программа по спасению мигрирующих птиц посредством выключения подсветки и освещения на верхних этажах.
— А кто у нас остается зимовать?
— Такой крупный хищник, как орлан-белохвост, который всегда найдет себе корм. Орланы — патриоты, привязаны к родине. Гнезда начинают обновлять уже в феврале, мороза не боятся. Остаются также лебеди-шипуны, беркуты, ястреба-тетеревятники, перепелятники. Не улетают вороны и вороны, сороки, грачи, галки, сойки, зяблики, клесты, дубоносы, зеленушки, щеглы. Синицы, дятлы, мелкие совы на ночлег забираются в дупла, согреваются и спят, тесно прижавшись друг к другу. Воробьи в мороз кучкуются на ветках.
Орнитологи зафиксировали в Беларуси и таких новых оседлых птиц, как канюк обыкновенный, чайки — сизая, озерная, хохотунья, серебристая. Последние сотнями обитают на свалке под Минском. Утром роются в мусоре, ищут корм, к вечеру возвращаются в город и купаются в Свислочи.
— В субботу на одной из свалок насчитали около 2 тыс. чаек сизых, более 700 — серебристых и хохотуний, единично — клуш, черноголовых и озерных, — продолжил А. Винчевский. — Еще один интересный факт. В Беларуси встречается много чаек с цветными кольцами. Таким образом их отмечают в разных странах, причем в каждой — своим цветом. У нас зафиксированы чайки из 20 государств, в том числе Литвы, Хорватии, Германии, Нидерландов, Польши, Дании, Франции, Финляндии, Швеции, Норвегии. Они могут гнездиться в Синеокой, а иногда остаются и на зимовку.
— В Минске на водоемах очень много уток, они тоже не улетают?
— Раньше диких уток зимой в Беларуси не было вообще. Первые отмечены только в 50-е годы. А сейчас их остается все больше и больше. Некоторые кряквы, к примеру, улетают в Англию. Но и десятками тысяч зимуют в нашей стране. Остаются также гоголи, краснокнижные большие крохали, хохлатые чернети, красноголовые нырки, шилохвости. Последние должны лететь в Африку, однако покидать Беларусь не хотят.
Кстати, все названные виды встречаются в Минске и пригороде. В конце ноября на Минском море видели чернозобых и краснозобых гагар. Древние редкие птицы. Как оказалось, Беларусь для некоторых пернатых тоже теплый край.
— Нынче с севера птицы прилетели к нам на зимовку очень рано, — сказал А. Винчевский. — Похоже, зима будет довольно суровая. Например, чечеток несколько лет я не видел у нас вообще. А в этом году стаи из сотен птиц летают по всей Беларуси уже с начала октября. Это обитатели лесотундры, прибыли из Скандинавии и Карелии. Зафиксированы и свиристели. Они зимуют у нас, пока есть плоды рябины и можжевельника. Рано появились пуночки, рогатые жаворонки, канюки-зимняки из Норвегии и Швеции. Они предпочитают дальше на юг не лететь. Потому что чем южнее, тем не только больше корма, но и хищников. Тысячелетиями сложившиеся птичьи миграционные привычки из-за потепления климата сейчас меняются. Из-за этого многие популяции страдают, их численность падает. В Западной Европе мониторинг ведут ежегодно и фиксируют, в частности, катастрофическое снижение численности многих видов-мигрантов, в частности скворцов.
— В чем же причина?
— Там на полях нет ни сорняков, ни насекомых, потому что посевы поливают пестицидами. И для птиц нет корма. Жаворонков на полях вообще не услышишь.
— В Минске добрые горожане стараются подкормить птичек…
— Пока нет сильных морозов, кормить уток и лебедей не следует. За это я бы наказывал штрафами. Потому что люди таким образом создают птицам ловушки. Ведь они остаются там, где нет естественного корма, но где им дают пищу. Когда замерзает водоем, они не улетают и порой погибают от голода. Лучше сосредоточиться на помощи другим птичкам. Тем же синицам, воробьям, зеленушкам, дубоносам. Универсальный корм зимой — подсолнечные семечки. Сгодятся даже неочищенные. Пернатые сами их лузгают.
Фото автора и с сайта ОО ««Ахова птушак Бацькаўшчыны»