Гендиректор Минского молочного завода № 1: «В молочной переработке будущее – за нанотехнологиями»

Разговор с генеральным директором ОАО «Минский молочный завод № 1» прерывался неоднократно – Эдуард Чернявский отвечал на важные телефонные звонки.

– Даже находясь в отпуске, уделяю рабочим вопросам полчаса-час в день, – заметил руководитель. – А в будни провожу на предприятии по полсуток, а то и больше.

Эдуард Чернявский возглавляет молочный завод № 1 с 2003 года, тогда он назывался ОАО «МЛИТЭПС» и переживал не лучшие времена.

– Это был очень сложный период. Предприятие-должник с трудом держалось на плаву, – вспоминает Эдуард Михайлович. – Чувствовал ли уверенность в своих силах? Если чего-то бояться, стоит ли браться за дело? Помог мне и немалый опыт, накопленный в период работы в совхозе «Рассвет» Минского района.

Новый руководитель сделал ставку на модернизацию и техническое перевооружение. И не прогадал. Уже к концу 2003 года на заводе появились две первые линии по производству глазированных сырков с начинкой, которых еще не было на рынке.

– Увидев, что мы быстро воспряли духом, рассчитались с долгами, Мингорисполком оказал нам поддержку в виде бюджетной ссуды, – рассказывает Эдуард Чернявский. – И на предприятии внедрили еще одну линию – по производству зерненого творога. С тем расчетом, что если его реализация пойдет нормально, мощности утроим. Примерно через год-полтора так и сделали. Не ошиблись и с линейкой десертов «Венский завтрак». Наш завод единственный на постсоветском пространстве выпускает такую продукцию. Все это позволило выбраться из пропасти. Да, есть еще много нерешенных вопросов, но мы постоянно движемся вперед.

Успехи предприятия не остались незамеченными – уже в 2004 году ОАО «Минский молочный завод № 1» было занесено на Республиканскую Доску почета, а в 2007-м Эдуард Чернявский удостоен почетного звания «Минчанин года».

– Это заслуга всего коллектива, в одиночку добиться такого признания невозможно, – считает Эдуард Михайлович. – Дальше – больше. К 2008-му речь уже не шла о том, чтобы присоединить наш завод к 3-му молочному. Наоборот, его присоединили к нам. Пришлось разбираться с его долгами, и в течение года мы всё вернули. Поэтому тот год и оказался единственным убыточным для нас. В дальнейшем при всех мировых рыночных колебаниях работали стабильно.

В 2009-м здесь впервые в Беларуси начали выпускать мягкий сыр типа фета под торговой маркой «Аристей». Реконструировали цех детского питания – производство молочных продуктов для детей возросло с 20 до 60 т в смену. Установили новую линию по производству йогурта, модернизировали процесс фасовки и систему охлаждения готовой продукции.

– Так и должно быть! – убежден генеральный директор. – На некоторых заводах по прошествии 5 лет оборудование полностью вырезают и устанавливают новое. Радует, что все наши проекты окупились. Линия «Венский завтрак» ежегодно приносит около 7 млрд рублей, линия по производству йогурта – около 6 млрд, сыр «Аристей» – около 5 млрд, цех детского питания – около 12 млрд. По итогам работы в первом полугодии прибыль завода составила 73,3 млрд рублей.

– Положа руку на сердце, довольны тем, чего достигли?

– Нет предела совершенству. Чем больше знаю, тем чаще соприкасаюсь с тем, что мне неведомо. Так что всегда есть к чему стремиться. Хотя, конечно, когда по бизнес-плану окупаемость новых линий составляет 4–5 лет, а на деле получается 2–3 года, моральное удовлетворение присутствует.

Очень важно видеть результаты своего труда. Если результата не будет, я уйду. Ведь за всеми цифрами и показателями стоят будущее завода и благосостояние людей, имеющих к нему отношение. Поэтому нужно загодя знать ответы на многие вопросы. К примеру, сумеем ли заплатить сельхозпредприятиям за молоко? Будет ли наша продукция востребованной у покупателя и соответствовать требованиям рынка? Как своевременно доставить ее в торговую сеть? Сумеем ли осуществить очередной модернизационный проект, чтобы завтра продукция продавалась лучше? И так далее.

– Какие проекты реализованы на заводе в последнее время?

– В апреле 2014-го ввели в эксплуатацию участок по переработке концентрированной сыворотки методом нанофильтрации. Долго не приступали к этому проекту – не просматривалась окупаемость, не было технологии переработки именно творожной сыворотки. Сейчас на предприятии установлена самая современная линия нанофильтрации мощностью 400 т сыворотки в сутки.

Пробурили 3 скважины, чтобы получить собственную воду. Ее себестоимость теперь в 4–5 раз ниже, чем прежде.

– На ваш взгляд, в чем особенность гормолзавода № 1?

– Хотя бы в том, что вот уже 10 лет он не работает убыточно. Собственно, мы и права такого не имеем. Ведь благодаря реализации государственной программы по модернизации и развитию перерабатывающей отрасли Беларусь заслужила имидж страны, производящей качественные товары. Сегодня с гордостью наносим на свою продукцию белорусский орнамент и значок «Сделано в Беларуси». Кстати, это одно из требований наших зарубежных партнеров.

Переработка молока – сложный процесс, ведь это продукт скоропортящийся. Мы не можем создавать запасы, переработать нужно сегодня и сейчас. А некоторые ошибочно полагают, что все у нас просто. Как бы не так! Наладить переработку около 1.100 т молока в сутки – задача не из легких. Но мы с ней справляемся.

В успехах гормолзавода № 1 велика заслуга нашей сырьевой зоны. Некоторые хозяйства привозят по 45–50 т молока в сутки, причем по качеству оно не уступает европейскому, а то и превосходит его. У нас теперь 72 поставщика сырья – это хозяйства Минской области. Отдаю должное и торговым предприятиям – сотрудничаем с ними очень плодотворно.

– Сколько наименований продукции выпускаете сейчас?

– Более 200. Когда пришел на завод, было только 4 вида глазировки. Как мы радовались, когда стали выпускать 8 видов, потом 10, 20… Дальше и считать перестал. Сейчас их уже 100.

Конечно, работать было бы намного проще, если бы специализировались на более узком ассортименте. Но у нас все-таки завод по переработке цельного молока, поэтому разные виды продукции имеют право на жизнь.

– Тем более что они востребованы не только в столице…

– Наша главная задача – обеспечить молочной продукцией минчан. Но и про экспорт не должны забывать – нужно зарабатывать валюту.

Небольшие поставки осуществляем в Молдову, Грузию, Азербайджан, на Кипр, но основной наш потребитель – Российская Федерация. Там и цена выше, чем в Евросоюзе, и работать проще – как-никак единое таможенное пространство. Но не сбрасываем со счетов и другие направления экспорта, например страны мусульманского мира. Так, нашей продукцией заинтересовались в Объединенных Арабских Эмиратах. Контакты уже установлены, прорабатываем механизм поставок.

– Что из своей продукции считаете самым вкусным?

– У нас все вкусное (смеется). Не отказываюсь, например, от несладкого йогурта с бифидобактериями и сыра фета, с которым частенько ем греческий салат.

– Планов на перспективу у завода много?

– Конечно же, в завтрашний день заглядываем. Считаю, что в молочной переработке будущее – за нанотехнологиями. Такое оборудование у нас уже есть: с его помощью производим сыр «Аристей» и десерт «Венский завтрак». И если по сыру запас мощности имеется, то по десерту уже нет. Поэтому должны ее увеличить. Нам надо получать свой пищевой пар, построить новую сушилку, завершить реконструкцию компрессорного цеха.

Подумываю о том, чтобы преобразовать транспортный цех (а это более 100 машин!) в дочернее предприятие. Кстати, собственным транспортом развозим свыше 60 % продукции.

Продолжим вкладывать средства в свои сельскохозяйственные производственные филиалы, размещенные в Пуховичском, Червенском и Вилейском районах.

Как и прежде, рассчитываем, что все эти проекты принесут нам дивиденды, а значит, станем сильнее.

Самое читаемое