Недавно в одной из телепередач меня сразил наповал опрос прохожих. Минчанам разного возраста показывали портреты известных белорусов (Евфросинии Полоцкой, Франциска Скорины, Якуба Коласа, Петра Машерова, Владимира Короткевича и др.) и просили назвать, кто это. Правильно отвечали единицы, преимущественно люди зрелого возраста. А большинство молодых ошибались или растерянно пожимали плечами.
Опрос проводился в центре города, публика была на вид вполне приличной.
Казалось бы, как же так? Ведь в каждой школе в кабинетах белорусской литературы висят портреты отечественных классиков, в кабинетах истории — известных исторических фигур. Откуда же такое дремучее невежество? Почему мы, белорусы, так плохо знаем своих героев?
Конечно, подобные опросы не могут претендовать на серьезные социологические исследования, и не дают полной объективной картины осведомленности наших граждан по тем или иным вопросам. Но они — тоже повод для размышлений.
Размышлений, например, над тем же преподаванием литературы и истории в школе, эффективности ЦТ в отношении гуманитарных предметов. Так ли важно сегодня (а тестирование нацеливает прежде всего на это), чтобы подросток помнил даты тех или иных исторических событий, если с помощью Интернета он может при необходимости всегда уточнить их? Разве не гораздо важнее, чтобы он имел представление об исторических событиях, которые происходили на этой земле, о том, в каких условиях формировалась наша государственность и о тех людях, которые жили здесь и прославили нас?
Литература, история — те предметы, которые больше других школьных дисциплин развивают личность, формируют мировоззрение, культуру, помогают уяснить, что есть добро и зло, найти свои смыслы на жизненном пути.
А как воспитать патриота, не насытив человека с детства знаниями о выдающихся личностях, которые оказали влияние на ход истории, на культуру, которые прославили нас в мире? Не от того ли приходится слышать, как юные и молодые белорусы порой говорят о своей родине «эта страна», в «этой стране», что ни в школе, ни в семье, ни в вузе им не помогли осознать, как много у них поводов для национальной гордости, какие незаурядные люди есть среди их соотечественников?
Герои все-таки нужны любой нации. По ним узнают страну. Впечатление о них распространяют на весь народ. Благодаря Виктории Азаренко, Дарье Домрачевой многие европейцы уже лучше знают Беларусь.
Думаю, надо активнее популяризировать своих героев.
Почему бы в Год молодежи для просвещения этой самой молодежи не продумать социальную рекламу выдающихся белорусов в метро, на телевидении? Почему бы активнее не присваивать имена известных отечественных деятелей культуры, науки, спорта учебным заведениям, научным, спортивным центрам, библиотекам?
Замечательно, что рядом с планетарием в Парке им. Горького стоит памятник Константину Циолковскому. Но белорусы должны знать и своего великого ученого — Казимира Семеновича, который предложил идею многоступенчатой ракеты еще в 1650 году, за много лет до Циолковского.
К слову, многие народы со сложной историей становления собственной государственности и большой миграцией гордятся и считают «своими» всех, кто имеет хоть какое-то отношение к их нации. Понятие «наши» вполне оправданно распространить на выходцев с белорусской земли, на этнических белорусов, давно живущих за ее пределами.
В этом смысле Луис Майер, один из первых кинопродюсеров, руководитель и один из основателей голливудской киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» (MGM) и американской Академии кинематографических искусств и наук, который родился в Минске, и писатель-фантаст Айзек Азимов, появившийся на свет в местечке Петровичи Климовичского уезда Могилевской губернии — вполне наши люди.
Как и Андрей Громыко, 28 лет возглавлявший Министерство иностранных дел СССР, уроженец села Старые Громыки Ветковского района Гомельской области. И первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, отец которой был родом из Белыничского района Могилевской области, а мать — из Дубровенского района Витебской области.
И лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алфёров, родившийся в Витебске.
Беларусь — небогатая и небольшая страна. Главный наш капитал, безусловно, — люди. За счет него мы должны повышать свое национальное самосознание, продвигать, позиционировать, «раскручивать» себя в мире, создавать имидж талантливого, щедрого, обогатившего многие нации народа.