Гид Евгений Апанасевич: «Почему бы нам, образно говоря, не ободрать туриста как липку?»

Гид Евгений Апанасевич рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о популярных экскурсиях по Минску, индивидуальном подходе в туризме и силе безвиза.

О россиянах, заговоривших по-белорусски

Евгений в туристском деле уже 15 лет. Начинал в Будславе, откуда родом его родители. Работал там два года, водил на выходных бесплатные экскурсии в будславский костел.

— Брал ключи от него и караулил людей, чтобы пригласить внутрь со словами: «А хотите, я вам расскажу про этот костел?» Буквально навязывал себя. Для меня это в кайф. Наверное, если бы тогда не начал водить экскурсии, то выбрал бы для себя другой путь в жизни. Если честно, никогда не думал, что буду гидом. Я ведь спортсмен (Евгений занимался академической греблей в минской СДЮШОР. — Прим. авт.), который окончил автомеханический колледж, — с улыбкой вспоминает собеседник.

Поскольку я не носитель хорошего английского языка, то ориентируюсь в основном на русскоговорящих туристов. Некоторые наши гиды осваивают по нескольку языков: английский, французский, немецкий. Появляются экскурсоводы, знающие японский и китайский. Но пока основной поток — русскоязычные туристы. И это совершенно логично, учитывая наши географические и политические реалии. Например, в прошлом году я проводил 14-дневную экскурсию по Беларуси для семьи из США. Глава семейства — белорус, уроженец Мозыря. Его супруга — украинка. У них четыре дочери. И вот в полном составе они приехали сюда. Папа очень любит свою родную страну и хочет, чтобы его дети знали о ней. Начали с Беловежской пущи, затем были Гродно, Нарочанский регион, Браславщина, Витебщина, Минск, Мир, Несвиж, Новогрудок…

Но 14 дней — это не предел. Мой рекорд — 17-дневный тур по Беларуси. Проводил его с россиянами. Обычная семья из Подмосковья (мама, папа, сын и тетя), не самая богатая. Но у них интересная концепция: берут одну страну и изучают ее от корки до корки. До Беларуси похожим образом они побывали в Румынии, в этом году планируют 3 недели колесить по Польше. Из 17 дней в Беларуси в Минске мы провели суммарно четыре дня: два сразу по приезде и еще два — после возвращения со всех экскурсий. Что интересно, на шопинг у россиян ушло где-то полдня, не больше. По сути, эта часть поездки им была неинтересна. Многое они покупали в процессе. Каждый день мы переезжали на новое место. График напряженный: подъем в 8 утра, отбой в 10-11 часов вечера. Какие-то экскурсии я вел сам, где-то просил помощи у коллег. Всего за 17 дней россиян вели 4 гида. Подобные индивидуальные экскурсии мне очень нравятся, люблю их организовывать, планировать переезды, ночевки, просчитывать оптимальную логистику.

Что интересно, в моей практике это первые российские туристы, которые после нашего тура ни разу мне не написали по-русски. Общаемся с ними исключительно на белорусском. За две с небольшим недели они прониклись уважением к стране, к ее культуре и языку. Поэтому, когда спрашивают, что в Беларуси можно посмотреть, я всегда отвечаю: любое место интересно, если интерес есть в тебе самом, если ты человек увлекающийся и готов узнавать что-то новое.

— Это дорого — 17 дней ездить по Беларуси?

— Тур с ночевками, завтраками, входными билетами обошелся для россиян в 3,5 тысячи долларов. Но если люди готовы платить такие деньги, значит, это того стоит.

О популярных экскурсиях по Минску и плохих гидах

По словам Е. Апанасевича, из года в год список популярных экскурсий примерно одинаков. Есть определенный классический набор, который традиционно пользуется спросом.

Например, по популярности трудно соперничать с обзорной экскурсией по городу. Другой вопрос — подача. Есть гид в классическом понимании. Он хорошо знает историю, подкован фактами, эрудирован и просто рассказывает туристам о том или ином объекте: посмотрите налево, посмотрите направо. Но сегодня намного больший спрос на гидов-ведущих. Когда помимо непосредственно исторической справки экскурсовод может с людьми пошутить, вовлечь в какой-нибудь импровизированный интерактив. У такого гида интересно всегда.

До Беларуси доходят модные европейские тренды. Многие гиды водят экскурсии условно бесплатные. Прикол в том, что зачастую за интересную экскурсию туристы чаевых оставляют намного больше, чем гид мог бы заработать за стандартный и заранее оплаченный поход по достопримечательностям. Люди интересующиеся, как правило, не жадные. Они готовы платить и уличным музыкантам, и гидам. Есть экскурсия под названием «15:15». Это популярная европейская фишка. Каждый день в разных европейских городах в одно и то же время, в 15:15, начинается экскурсия.

Набирают обороты велотуры. Знаю коллег, которые на них специализируются и недостатка в клиентах точно не испытывают. Популярнее становятся специализированные экскурсии. То есть не просто обзорная, а более подробный рассказ о каком-то квартале или уголке в городе. О тех же улицах Карла Маркса и Энгельса или Раковском предместье. И я замечаю, что людям такой вариант очень интересен. Нет нужды распыляться на множество достопримечательностей, можно сосредоточиться на одном участке, но изучить его от и до. Причем подобные мини-туры вызывают интерес у местных жителей, а уже потом они приводят с собой зарубежных гостей. Очень перспективно выглядит направление производственного туризма. «Аливария», «Коммунарка», МТЗ, Минский хладокомбинат № 2 — молодцы уже потому, что одни из первых в городе стали звать к себе на производство гостей.

Е. Апанасевичу принадлежит авторство анимационной экскурсии «Минск: история в лицах». Это путешествие по городу с элементами театрализации, когда люди не просто знакомятся с Минском, но и, благодаря аниматорам, становятся частью действа.

Потому что ту же битву на Немиге интереснее визуализировать, чем рассказывать на словах. Во главу угла сегодня становится не гид как личность, излагающая обилие исторической информации, а турист, который пришел узнать что-то новое и приятно провести время. Под его интересы и его восприятие гиды подстраиваются — и это правильно. Хорошие туристические компании, которые специализируются на въездном туризме, всегда делят программы для немцев, литовцев, поляков, русских. Потому что это разные люди, разные ментальности. Человеку интересно открывать новое через свою историю. Важно найти какие-то связи между странами. То есть увидеть в чужой стране что-то свое. И тогда это запомнится. Что меня всегда задевало за рубежом во время экскурсии в составе белорусских делегаций, так это фраза: «Русским это всегда интересно». Ну класс, я поздравляю русских! Но мы же не русские. С таким же успехом можно сказать, что тот или иной факт интересен чехам или словакам. Они такие же славяне. И это даже не оскорбление нас как нации, просто показатель некомпетентности гидов, которые не могут построить рассказ, интересный белорусам.

О скучном меню в ресторанах и силе безвиза

Е. Апанасевич уверен: чем больше в Минске будет туристов, тем больше появится интересных экскурсий.

Когда к нам стали чаще ездить, появились и предложения. Рынок со временем родит все, чего, быть может, недостает сегодня. Чего откровенно не хватает, так это ресторанов, где можно найти хорошую белорусскую кухню. Ведь туристам приятно ассоциировать с определенной страной или городом не только замки или улицы, но и еду. Иногда к экскурсоводам обращаются рестораторы: рекомендуйте мое заведение. У меня логичный вопрос: с чего вдруг? У вас необыкновенная кухня с оригинальным фирменным блюдом? Я могу, например, порекомендовать какой-нибудь бар, торгующий белорусскими наливками. Потому что в других барах такого нет, а здесь есть. Сейчас туры по питейным заведениям тоже становятся модными. И смысл их не только и не столько в том, чтобы пить. Главное — погрузиться в традиционную культуру еды и питья народа. В конце концов, туристы приезжают с тем, чтобы тратить деньги. А еда — это неотъемлемая часть любой поездки. Так почему бы нам, образно говоря, не ободрать туриста как липку? Но только сделать это правдиво. Сказать: «Зачем ты покупаешь водку? Водку купишь у себя в Москве. Потрать лучше деньги на крамбамбулю». Или: «Зачем ешь драники? Их везде продают. Попробуй верещаку или старошляхетский бигос». Жаль только, не все заведения под это заточены. Очень часто за каким-нибудь красивым белорусским названием скрывается кафе с теми же драниками и типичной среднеевропейской кухней. Посмотрите на Львов. Там в какое кафе ни зайди — наткнешься на оригинальную идею, концепцию. У нас вполне можно сделать нечто похожее. И необязательно под иностранцев. Сделайте в первую очередь для своих.

— Безвизовый режим сильно помог увеличению турпотока?

— Конечно. Год от года Минск становится все более лояльным к туристам. И в этом свою роль сыграл не только безвиз, а совокупность факторов. Чемпионат мира по хоккею в 2014-м, можно сказать, открыл нашу страну и город для большого количества иностранных болельщиков. В этом году, к примеру, пешеходной сделали улицу Революционную. Это здорово, такой улицы Минску не хватало. Да, там есть определенные проблемы, она пока не наполнена жизнью. Задача города — привести туда людей. Если место будет популярно у белорусов, то иностранцы тоже подтянутся. Все когда-то с чего-то начинается. Еще лет 7 назад доводилось слышать негативные отзывы после посещения Минска: было плохо, неинтересно, невкусно, скучно. Сейчас ничего подобного нет. Еще больше к нам поедут, если мы введем безвизовый режим через автомобильные пункты пропуска. В Беларусь пока не летают лоукосты, соответственно, авиабилеты недешевые. Заплатить за них ненакладно немцам или британцам, но вот поляки или литовцы задумаются. Поэтому автомобильный безвиз откроет новые возможности.

Справочно

В 2017 году Евгений Апанасевич стал победителем XV Республиканского туристского конкурса «Познай Беларусь» в номинации «Экскурсовод года».

Фото Сергея Шелега, Сергея Пожоги и из открытых источников

Самое читаемое