1200 90

Гид по «Лістападу»: фестиваль обещает вызвать у зрителей всю палитру эмоций

XXIV Минский международный кинофестиваль «Лістапад» пройдет в столице 3–10 ноября, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» организаторы.

Церемонии открытия и закрытия состоятся в кинотеатре «Москва». Также показы организуют в «Центральном», «Мире», «Пионере», «Беларуси». В этом году в рамках государственно-частного партнерства к фестивалю присоединилась новая площадка — спортивно-развлекательный комплекс «Falcon Club Бутик Кино».

После окончания форума многие фильмы останутся в прокате кинотеатров «Пионер», «Центральный», «Мир».

Отбирая картины на «Лістапад», мы просмотрели их свыше 500 — остановились на лучших. Проходных фильмов не будет. Работы награждены призами на всевозможных конкурсах и фестивалях. Покажем 13 картин, номинированных на «Оскар», — рассказал директор программ игрового кино «Лістапада», директор конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзік» Игорь Сукманов.

IMG 2919

Традиционно работы распределят по нескольким конкурсным секциям: международные программы художественных и документальных фильмов, игровые дебюты — «Молодость на марше», хроники начинающих режиссеров из киношкол разных стран, детский «Лістападзік», а еще — Национальный конкурс с отечественными работами.

 Основной конкурс игрового кино

Как рассказали в дирекции кинофорума, акцент традиционно сделан на странах бывшего социалистического лагеря: будут картины из центральной Азии, Кубы, Балкан, Прибалтики…

Интересно понаблюдать за тем, как развиваются эти регионы, тем более что в последнее время они вырвались в высшую лигу кинематографа, — поясняет И. Сукманов.

За Гран-при «Лістапада» сразятся 12 художественных фильмов.

Откроет программу российская «Аритмия» Бориса Хлебникова — картина о талантливом враче скорой медицинской помощи, который борется за каждого пациента и хочет сделать мир лучше. Но сталкивается с непониманием начальника, который печется только о статистике и отчетах, карьера рушится, а жена вдруг подает на развод…

https://www.youtube.com/watch?v=wYhZi5JOdsA

Еще один достойный внимания фильм — «Кроткая» — обладателя приза ФИПРЕССИ на 65-м Каннском кинофестивале Сергея Лозницы, уроженца Барановичей. В новом произведении режиссер поведает историю о молодой женщине, которая разыскивает мужа в местах заключения и вынуждена идти по пути, полному унижения и насилия.

Кроткая (2017) Трейлер HDКроткая (2017) Трейлер HD

Кроме этого, зрители конкурсной игровой секции смогут прогуляться по Кубе 1990-х, где людям не хватает элементарных продуктов питания, зато полно рома и сигар (к/ф «Канделария»), пожить в арт-хаусном эстонском языческом селе (к/ф «Ноябрь»), увидеть мир глазами одинокого отставного агента КГБ, который не может бросить привычку следить за окружающими (к/ф «Турецкое седло») и др.

https://www.youtube.com/watch?v=cZMmetv8z2k

Мы постарались соединить несоединимое — глубокие авторские интенции и картины, рассчитанные на широкого зрителя. Поэтому во время просмотров мы будем и улыбаться, и плакать. Но однозначно все эти работы порадуют — языком, стилем и содержанием, — уверен И. Сукманов.

Внеконкурсная программа игрового кино включает секции: «Львы, Медведи, Пальмовые ветви», «Специальные показы», «Мастер-класс», «Человеческая комедия», «Фантастические параллели», «Цвет ночи», «Российские премьеры», «Литовское кино. Классика и современники».

 

Основной конкурс документального кино

Как и в предыдущей, в этой секции также 12 фильмов. Несмотря на то что работы хроникальные, драматизма в них не меньше, чем в художественных.

В этом году постарались расширить тематическую палитру. Раньше концентрировались на социальных и психосоциальных проблемах. На сей раз в конкурсе — картины об уникальных личностях и удивительных судьбах, — сказала директор программ неигрового кино «Лістапада» Ирина Демьянова.

IMG 2923

В их числе, например, польский фильм «Принц и диббук», повествующий о загадочном Моше Ваксе. Из нищего еврейского мальчика он вырос в голливудского воротилу, в окружение которого входили Софи Лорен и Орсон Уэллс.

"Принц и диббук" / The Prince and the Dybbuk"Принц и диббук" / The Prince and the Dybbuk

Еще один режиссер, который не оставит никого равнодушным, — Гелена Тржештикова из Чехии. Она уже представляла в Беларуси свою «Катьку» — фильм-наблюдение за девушкой, пристрастившейся к наркотикам. Автор следила за Катькой 20 лет — с 1990-го по 2010-й. Безмолвной тенью зритель также ходит за героиней и смотрит на мир из-за ее плеча, переживает с ней моменты радости и отчаяния. На сей раз через такой художественный прием подан фильм «История супружеской жизни». 35 лет семейного существования, уложенные в 102 минуты кино.

Strnadovi - trailerStrnadovi — trailer

Гелена снимает в характерной манере — на протяжении десятков лет она с камерой наблюдает за своими героями. Это уникальный опыт. Причем с героями режиссер дружит и до последнего принимает участие в их судьбе. Картина интересна тем, что она отображает сложные отношения самых близких людей, — поясняет И. Демьянова.

Также документальный «Лістапад» предлагает посетить грузинский «Город Солнца», познакомиться с чемпионом мира по фридайвингу — ныряльщиком без акваланга. Он каждый день бросает вызов своим возможностям, рискуя переоценить их и понести необратимое наказание («Моя жизнь без воздуха»), насладиться дикой белорусской природой в фильме режиссера Ольги Дашук «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом» и др.

Внеконкурсная программа документального кино: «Лучшее/The best», «(Не)детские истории», «Документальные комедии», «АнимацияДок», «Россия. 21 век», «Мужское-женское», «МузыкаДок», «И творчество, и чудотворчество».

 

«Лістападзік»

В секции — девять фильмов для детей. Один из них, иранский, «Дуновение жизни», в котором мечтательная девочка Бахар прячется от жестокой повседневности войны и революции в книгах. Также прикоснуться к миру детства помогут фильмы из Германии, Китая, Франции, Чехии и Словакии.

Откроет детскую программу немецкая картина «Тим Талер, или Проданный смех». Для отечественного зрителя лента интересна тем, что ее можно сравнить с культовой советской сказкой-мюзиклом «Проданный смех», которую в 1981 году на «Беларусьфильме» снял режиссер Леонид Нечаев. Оба фильма созданы по мотивам повести немецкого автора Джеймса Крюса. К тому же в Минск на фестиваль приедет исполнитель главной роли немецкого «Тима Талера» Арвед Фризе.

TIMM THALER Trailer German Deutsch (2017)TIMM THALER Trailer German Deutsch (2017)

 

Дорогу молодым

В программе «Молодость на марше» начинающие авторы представят на суд зрителей игровые фильмы, а в конкурсе национальных киношкол — документальные.

В художественной секции дебютантов впервые будет представлена Беларусь. Свои силы попробует минчанка Юлия Шатун — выпускница Белорусского государственного университета культуры. Ее фильм «Завтра» повествует о бывшем учителе английского, который зарабатывает на жизнь тем, что разбрасывает рекламные листовки по почтовым ящикам.

У белоруски — серьезные конкуренты: представитель России Кантемир Балагов со своей «Теснотой», которая была показана на последнем Каннском кинофестивале и стала одним из главных событий этого форума; «Чамбра» о цыганской общине — молодого режиссера Йонаса Карпиньяно, которому благоволит сам Мартин Скорсезе; оригинальная и бескомпромиссная «Ничья фабрика» португальца Педру Пинью и др.

Теснота (Closeness) by Kantemir Balagov - trailerТеснота (Closeness) by Kantemir Balagov — trailer

Очень надеюсь, что белорусский фильм впишется в линейку яркого мирового кинематографа, — отметил И. Сукманов.

В «молодой» документальной секции свои работы представят 13 киношкол, а это вдвое больше, чем обычно, — поступило много заявок. Среди них начинающие кинематографисты из России, Украины, Германии и Израиля. Из Беларуси — студент БГАИ Александр Комисарчук, который познакомит зрителей с самобытным белорусским художником Маем Данцигом.

 

Национальный конкурс — игровое кино

Беларусь на протяжении десятилетий отстраненно смотрела на то, что происходит в большом кино. «Лістапад» же дает возможность интегрироваться в этот непростой мир, — считает И. Сукманов. — Национальный конкурс проводим уже четвертый год. Изначально даже у нас, как организаторов, по этой затее возникал большой вопрос: сможем ли собрать программу, сумеем ли представить зрителям и профессиональной аудитории картины достойного уровня? Но с каждым годом оптимизм только крепнет. Национальный конкурс начинался скорее как творческая лаборатория, но в результате стал вполне конкурентоспособной программой. В этом году представим работы не только главной кинофабрики страны — «Беларусьфильма», но и большой армии молодых режиссеров.

Показы отечественных фильмов пройдут в кинотеатре «Беларусь» с 7 по 9 ноября, мультики будут транслировать в «Пионере».

Почти все представленные в игровой секции фильмы — короткие ленты, длительностью до получаса. Просмотр самой непродолжительной из них — «Адамового яблока» Алены Ясинской — займет всего 14 минут. Самый долгий — 100-минутный киноальманах дебютных режиссерских работ «Мы». Это пять новелл о жителях мегаполиса, о поисках правды, любви, надежды, смысла и своего места в жизни.

Темы, которые волнуют белорусских «игровиков», самые различные, но чаще всего они затрагивают проблему отношений: любовь в социальной сети и трудности ее воплощения в реальности («Друзья по переписке» Неллы Василевской), непонимание в семье и невнимание к близким («Трамвай» Елизаветы Рыдван), одиночество пожилых людей («Юбилей» Арсения Ильиных). Последний фильм расскажет о пожилой Васильевне, которая собирается отметить 75-летний юбилей. За последние годы никто не приезжал ее поздравить. Васильевна убеждает односельчан, что именно в этот раз все изменится — приедут дети и родственники. Ей никто не верит, но она продолжает готовиться к празднику.

Национальный конкурс — документальное кино

В документальной программе также четко прослеживается тяготение к одной из тем — старости. Испещренные морщинами лица по меньшей мере в четырех картинах. Героям невольно сопереживаешь, ведь все, что на экране, не выдумка, а такие же реальные, как мы с вами, люди, со своими бедами, печалями и радостями.

Например, история о пережившей всю свою семью одинокой 89-летней Василине из деревни Лоховщина («Василина» Евгения Мацкевича), об агонизирующей глубинке в «Агмене» Юрия Тимофеева, о «Крае женщин» Алексея Полуяна и «Верующих» Егора Сурского.

ТРЕЙЛЕР | АГМЕНЬ | Документальный фильмТРЕЙЛЕР | АГМЕНЬ | Документальный фильм

Две ленты о белорусских поэтах — «Янка Купала» Виктора Аслюка, посвященная 135-летию песняра, и «Исчезнувшая поэзия» Ильи Божко о сотне литераторов, расстрелянных 29 октября 1937 года.

Есть и более жизнеутверждающие истории, например молодежная «Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами». Фильм-путешествие по границе страны — попытка проследить 20-летнюю историю независимого государства. Показать красоту и самобытность родного края.

Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами – Трейлер (2016)Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами – Трейлер (2016)

Национальный конкурс — анимация

Одна из 10 представленных на конкурс анимаций покажет Минск 1941 года — это «Боевая машина» Натальи Костюченко.

 

Индустриальная платформа

Такой крупный фестиваль, как наш, проводится главным образом для развития местной киноиндустрии, — отметила директор программ неигрового кино «Лістапада» И. Демьянова. — Наблюдая европейский кинематографический ландшафт, понимаешь, что на Западе никто не берется за большой кинопроект в одной отдельно взятой стране — это всегда коопродукция нескольких государств и продюсерских компаний. Подобная система существенно отличается от того, к чему привыкли в Беларуси. Но рано или поздно нам придется вливаться. Поэтому наши молодые кинематографисты к этому должны быть готовы: уметь разговаривать с партнерами, искать спонсоров, презентовать свои проекты. Именно поэтому в рамках «Лістапада» решили организовать индустриальную платформу.

Она пройдет с 4 по 10 ноября в Художественной галерее Михаила Савицкого и «Арт-Беларуси».

В программе — сценарный тренинг, питчинг кинопроектов, дискуссии, презентации от участников крупнейших европейских киношкол, лабораторий и центров. Молодые белорусские режиссеры и сценаристы получат доступ к знаниям по продвижению своих фильмов на международные кинорынки.

За пять дней программы планируем показать полный цикл кинопроизводства, как он происходит в Беларуси и как наши режиссеры и продюсеры могут в него вписаться со своими проектами, — пояснила координатор индустриальной платформы «Лістапада» Елизавета Бобрикова.

Кроме этого, во второй раз в рамках индустриальной платформы состоится День виртуальной реальности.

 

Фото предоставлены пресс-службой кинофестиваля «Лістапад»

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Неделю нулевого травматизма проведут в организациях Минтранса с 25 ноября

Неделя нулевого травматизма пройдет в организациях системы Министерства транспорта и коммуникаций с 25 ноября по 1 декабря, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу ведомства.

e487712aea41336e6a3499aec40b0ed1 m

Мероприятие организует Минтранс совместно с Белорусским профсоюзом работников транспорта и коммуникаций. Оно направлено на обеспечение безопасности работников на рабочих местах, предотвращение случаев производственного травматизма в организациях.

Специалисты профсоюза посетят предприятия отрасли, чтобы провести анализ эффективности работы в области охраны труда, а также разработать предложения по ее повышению.

Что подарил Форд Брежневу на прощанье, и как умер следователь Соколов. Этот день в истории: 23 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 23 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1924 год. Во Франции обнаружен мертвым следователь Николай Соколов, расследовавший убийство царской семьи

3775404 900

Согласно официальной версии, крепкий 42-летний мужчина, бездыханное тело которого обнаружили в саду его дома в местечке Сальбири, скончался от разрыва сердца. Однако обстоятельства этой загадочной смерти вызвали немало версий и кривотолков. Ведь Соколов был не просто одним из многочисленных русских эмигрантов, а следователем по делу об убийстве императора Николая  II и его семьи. Шесть лет он занимался расследованием этого преступления, из них пять лет — за границей. То есть был обладателем уникальной информации. При этом часть собранных им документов пропала, а с тем, что осталось, явно потом «поработали», сделав все, чтобы доказать: жуткое злодеяние в Екатеринбурге не носило ритуального характера, а было «обычным русским убийством».

Расследовать дело об убийстве царя и его семьи Соколову поручил Верховный правитель России адмирал Колчак. Получив от Колчака охранную грамоту, в которой предписывалось «всем местам и лицам исполнять беспрекословно и точно все законные требования судебного следователя по особо важным делам» и оказывать ему содействие в его миссии, Соколов 4 марта 1919 г. выехал в Екатеринбург и Алапаевск. Там он работал до 11 июня. Лично осмотрел дом Ипатьева в Екатеринбурге, находил очевидцев и допрашивал свидетелей. А как только сошел снег, организовал поисковые работы в зловещем урочище Четырех Братьев и на много километров вокруг. Всего было обследовано 29 шахт. После этого следователь сделал вывод: императорская семья была убита, трупы расчленены и сожжены при помощи керосина, а обугленные останки уничтожены серной кислотой.

В ходе проведенного кропотливого расследования было установлено, что, помимо семьи бывшего императора, в 1918-1919 гг. была уничтожена «целая группа Романовых», по тем или иным причинам оставшихся в России. Первым был убит в Перми великий князь Михаил Александрович. В Петрограде были расстреляны великие князья Павел Александрович, Дмитрий Константинович, Николай Михайлович и Георгий Михайлович. А ровно через сутки после убийства в Екатеринбурге в Алапаевске были казнены великие князья Сергей Михайлович, Игорь Константинович, Иоанн Константинович, Константин Константинович, князь Владимир Палей, сестра императрицы Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара (в миру Варвара Яковлева).

В середине июля 1919 г. Екатеринбург вновь захватили красные. Соколов продолжал свою работу сколько было возможно. Белые выходили из города, а он еще проводил допросы свидетелей и экспертизы. Но следственные материалы нужно было спасать, и Соколов отправился в длинный и опасный путь через Омск и Читу в Харбин. В Харбине стал думать, как вывезти свой драгоценный груз в Европу, и обратился за помощью к английскому дипломатическому представителю. Это было логично: на английском троне сидел двоюродный брат убитого большевиками русского царя. Британский дипломат, тут же отправивший запрос в Лондон, нисколько не сомневался в том, что содействие Соколову будет оказано. Ответ обескуражил: прекратить всякие сношения с русским следователем, предоставив самому озаботиться судьбой порученного ему дела. Помог Соколову французский генерал Морис Жанен, на свой страх и риск, выделивший под материалы следствия купе в собственном поезде.

Соколов прибыл в Париж 16 июня 1920 г., где продолжил работу. Следователь установил, что непосредственным убийцей императора Николая  II и 13-летнего наследника Алексея был комендант Ипатьевского дома чекист Янкель Хаимович Юровский. А все нити этого ритуального кровопролития сходились к главному организатору — Якову Свердлову.

Восемь томов дела были подготовлены Соколовым для передачи в суд. А 24 ноября он был обнаружен мертвым в саду своего дома. Соколов еще успел составить отчет о расследовании убийства императорской семьи для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и опубликовать на французском языке часть материалов расследования. А вот свой главный труд «Убийство царской семьи» закончить не успел. Закончили за него. В 1925 г. книга была опубликована на русском языке, однако, по мнению историков, она имеет явные признаки редактирования посторонними лицами, а потому является «частично фальсифицированным документом».

Как писала откликнувшаяся на загадочную смерть следователя белогвардейская газета «Новое время», издававшаяся в Белграде, Соколов был обречен «на преждевременную смерть в тот день, когда покойный адмирал Колчак повелел ему приступить к производству следствия о цареубийстве».

Некоторые исследователи предлагают искать разгадку смерти Соколова в его намерении предоставить материалы об убийстве императорской семьи Романовых в качестве доказательств в американском суде по делу, возбужденному сионистами против Генри Форда. Об этом Соколова попросил сам американский автостроитель. Процесс должен был начаться в феврале 1925 г. Что показательно, во время американской встречи следователя с автомобильным королем последний советовал ему не возвращаться в Европу. Предупреждал, что это может быть для него опасно. Соколов не послушал.

1924 год. В эфир выходит первая широковещательная передача Московского радио — начало регулярного радиовещания в СССР

sostoyalas pervaya shirokoveshhatelnaya peredacha moskovskogo radio. 1024x768 1

Это был выпуск информационно-аналитической программы «Радиогазета РОСТА». Он открывался словами: «Слушайте. Слушайте. Слушайте. Сегодня выпускается первый номер радиогазеты РОСТА». В первой радиогазете выступили народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин, народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский и писатель Валентин Катаев.

Московская станции им. Коминтерна была сооружена в 1922 г. и оснащена ламповым передатчиком, созданным в Нижегородской радиолаборатории под руководством Бонч-Бруевича. Радиовещательные программы из Москвы принимались по всей европейской части Советского Союза и в Западной Европе.

1924 год. Основано Белорусское общество слепых — одна из старейших общественных организаций республики

logo m1

Общество было создано на базе Минского училища слепых, а возглавил его выпускник этого училища, инвалид I группы по зрению Исидор Волчек. Волчек был первым в истории слепых Беларуси, кто получил высшее философское образование и защитил кандидатскую диссертацию. Под его руководством с 1928 по 1932 г. проводилась работа по созданию учебно-производственных предприятий и городских отделов общества слепых. Так, в 1928 г. в Минске было организовано предприятие по изготовлению щеток из рисового корня и игрушек, обеспечивавшее работой 12 инвалидов. В 1931 г. открылись учебно-производственные мастерские по выпуску щеток в Витебске и по изготовлению веревок в Могилёве. В том же году начал работу первый красный уголок для слепых на ул. Интернациональной в Минске.

В 1990 г. постановлением ХI Пленума Центрального правления Белорусское общество слепых было переименовано в Белорусское товарищество инвалидов по зрению.

За столетие общественное объединение прошло путь от крошечных артелей до современных предприятий и объединений, которые специализируются по выпуску электротехнической продукции, фильтроэлементов для автотракторной промышленности, изделий деревообработки и представляют широкую линейку потребительских товаров.

В Беларуси сегодня созданы все возможности для трудоустройства инвалидов по зрению. Причем они давно уже осваивают профессии, которые прежде считались прерогативой людей зрячих. Члены «БелТИЗ» социализируются, занимая активную гражданскую позицию и участвуя во всех делах страны. Они имеют возможность проявлять свои творческие возможности и таланты в различных областях культуры, искусства и спорта. Последним ярким доказательством тому стали награды, привезенные белорусскими паралимпийцами из Парижа: шесть из семи медалей завоевали инвалиды по зрению.

1974 год. В пригороде Владивостока встречаются генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент США Джеральд Форд

wr 960

Брежнев приветствует Форда на приморской земле. Фото: Государственный архив Приморья

Встреча лидеров двух ядерных сверхдержав в разгар холодной войны призвана была понизить градус мировой напряженности. Продолжалась встреча полтора дня, а главным ее итогом стало подписание совместного заявления, в котором стороны подтвердили готовность заключить новое соглашение по ограничению стратегических вооружений на срок до конца 1985 г.

Переговоры, которые освещали 110 корреспондентов самых влиятельных изданий со всего света, проходили в теплой атмосфере, хоть и были непростыми. Обе стороны для достижения результата вынуждены были пойти на уступки.

Многие жители Владивостока были благодарны судьбе за то, что местом проведения исторической встречи стала столица Приморья. Не желая ударить лицом в грязь, к визиту американской делегации тщательно готовились. В частности, на всех улицах, по которым, как предполагалось, проедет американский президент, в спешном порядке сносили покосившиеся приземистые бараки и времянки, а дороги асфальтировали. В те дни современное жилье во Владивостоке взамен ветхого получили порядка 700 семей. На асфальтирование дорог ушло около миллиона рублей. Кроме того, пришлось строить железнодорожную ветку к аэропорту в Воздвиженке: посадить американский «Боинг-707» и советский Ил-62 на аэродроме в Артёме не получилось бы.

В аэропорту, кстати, произошел забавный эпизод. Когда после прощания Форд в накинутой на плечи волчьей шубе начал подниматься в самолет, Брежнев крикнул ему вслед, что, мол, шуба у него хороша, в ней на охоту ходить здорово. Американскому президенту на ходу перевели эту реплику. Форд остановился на трапе, развернулся, снял шубу… и вручил ее советскому лидеру. Все случилось так быстро и неожиданно, что Брежнев растерялся, после чего сказал: «Ну что ж, спасибо!».

В своих мемуарах американский президент тоже написал об этом моменте:

«Шуба хорошо послужила мне в Сибири. Я видел, что Брежнев смотрит на нее с завистью. Поэтому, прежде чем подняться по ступенькам, я снял шубу и отдал ему. Он надел и, казалось, был ошеломлен. Мы помахали ему на прощание и вырулили на взлетную полосу».

1999 год. Бывшему директору Минского автозавода Михаилу Лавриновичу присвоено звание «Почетный гражданин Минска»

tild6631 6661 4936 b330 343161353363 179229013

Когда с конвейера предприятия сходит юбилейная продукция, всегда принято вспоминать о тех людях, благодаря которым тот или иной проект получил право на существование. Так вспоминают Михаила Лавриновича, когда речь заходит о минских автобусах. Именно он в конце 1980-х предложил создать на Минском автомобильном заводе автобусное производство.

Почти полвека отдал Михаил Фёдорович родному предприятию, пройдя путь от рабочего до генерального директора ПО «БелавтоМАЗ». Под его руководством и при непосредственном участии создана широкая гамма современной уникальной белорусской автомобильной техники грузоподъемностью от 8 до 250 т, освоено производство современных городских автобусов. Автомобили с зубром на радиаторе и эмблемой «МАЗ» колесят по дорогам более 80 стран.

Михаил Фёдорович — автор научных трудов, внесших весомую лепту в развитие белорусского машиностроения. Лауреат Государственных премий СССР и БССР. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Знак Почета, Дружбы народов.

Умер заслуженный машиностроитель БССР на 79-м году жизни, в 2008 г.