Гид по «Лістападу»: фестиваль обещает вызвать у зрителей всю палитру эмоций

XXIV Минский международный кинофестиваль «Лістапад» пройдет в столице 3–10 ноября, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» организаторы.

Церемонии открытия и закрытия состоятся в кинотеатре «Москва». Также показы организуют в «Центральном», «Мире», «Пионере», «Беларуси». В этом году в рамках государственно-частного партнерства к фестивалю присоединилась новая площадка — спортивно-развлекательный комплекс «Falcon Club Бутик Кино».

После окончания форума многие фильмы останутся в прокате кинотеатров «Пионер», «Центральный», «Мир».

Отбирая картины на «Лістапад», мы просмотрели их свыше 500 — остановились на лучших. Проходных фильмов не будет. Работы награждены призами на всевозможных конкурсах и фестивалях. Покажем 13 картин, номинированных на «Оскар», — рассказал директор программ игрового кино «Лістапада», директор конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзік» Игорь Сукманов.

Традиционно работы распределят по нескольким конкурсным секциям: международные программы художественных и документальных фильмов, игровые дебюты — «Молодость на марше», хроники начинающих режиссеров из киношкол разных стран, детский «Лістападзік», а еще — Национальный конкурс с отечественными работами.

 Основной конкурс игрового кино

Как рассказали в дирекции кинофорума, акцент традиционно сделан на странах бывшего социалистического лагеря: будут картины из центральной Азии, Кубы, Балкан, Прибалтики…

Интересно понаблюдать за тем, как развиваются эти регионы, тем более что в последнее время они вырвались в высшую лигу кинематографа, — поясняет И. Сукманов.

За Гран-при «Лістапада» сразятся 12 художественных фильмов.

Откроет программу российская «Аритмия» Бориса Хлебникова — картина о талантливом враче скорой медицинской помощи, который борется за каждого пациента и хочет сделать мир лучше. Но сталкивается с непониманием начальника, который печется только о статистике и отчетах, карьера рушится, а жена вдруг подает на развод…

Еще один достойный внимания фильм — «Кроткая» — обладателя приза ФИПРЕССИ на 65-м Каннском кинофестивале Сергея Лозницы, уроженца Барановичей. В новом произведении режиссер поведает историю о молодой женщине, которая разыскивает мужа в местах заключения и вынуждена идти по пути, полному унижения и насилия.

Кроме этого, зрители конкурсной игровой секции смогут прогуляться по Кубе 1990-х, где людям не хватает элементарных продуктов питания, зато полно рома и сигар (к/ф «Канделария»), пожить в арт-хаусном эстонском языческом селе (к/ф «Ноябрь»), увидеть мир глазами одинокого отставного агента КГБ, который не может бросить привычку следить за окружающими (к/ф «Турецкое седло») и др.

Мы постарались соединить несоединимое — глубокие авторские интенции и картины, рассчитанные на широкого зрителя. Поэтому во время просмотров мы будем и улыбаться, и плакать. Но однозначно все эти работы порадуют — языком, стилем и содержанием, — уверен И. Сукманов.

Внеконкурсная программа игрового кино включает секции: «Львы, Медведи, Пальмовые ветви», «Специальные показы», «Мастер-класс», «Человеческая комедия», «Фантастические параллели», «Цвет ночи», «Российские премьеры», «Литовское кино. Классика и современники».

 

Основной конкурс документального кино

Как и в предыдущей, в этой секции также 12 фильмов. Несмотря на то что работы хроникальные, драматизма в них не меньше, чем в художественных.

В этом году постарались расширить тематическую палитру. Раньше концентрировались на социальных и психосоциальных проблемах. На сей раз в конкурсе — картины об уникальных личностях и удивительных судьбах, — сказала директор программ неигрового кино «Лістапада» Ирина Демьянова.

В их числе, например, польский фильм «Принц и диббук», повествующий о загадочном Моше Ваксе. Из нищего еврейского мальчика он вырос в голливудского воротилу, в окружение которого входили Софи Лорен и Орсон Уэллс.

Еще один режиссер, который не оставит никого равнодушным, — Гелена Тржештикова из Чехии. Она уже представляла в Беларуси свою «Катьку» — фильм-наблюдение за девушкой, пристрастившейся к наркотикам. Автор следила за Катькой 20 лет — с 1990-го по 2010-й. Безмолвной тенью зритель также ходит за героиней и смотрит на мир из-за ее плеча, переживает с ней моменты радости и отчаяния. На сей раз через такой художественный прием подан фильм «История супружеской жизни». 35 лет семейного существования, уложенные в 102 минуты кино.

Гелена снимает в характерной манере — на протяжении десятков лет она с камерой наблюдает за своими героями. Это уникальный опыт. Причем с героями режиссер дружит и до последнего принимает участие в их судьбе. Картина интересна тем, что она отображает сложные отношения самых близких людей, — поясняет И. Демьянова.

Также документальный «Лістапад» предлагает посетить грузинский «Город Солнца», познакомиться с чемпионом мира по фридайвингу — ныряльщиком без акваланга. Он каждый день бросает вызов своим возможностям, рискуя переоценить их и понести необратимое наказание («Моя жизнь без воздуха»), насладиться дикой белорусской природой в фильме режиссера Ольги Дашук «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом» и др.

Внеконкурсная программа документального кино: «Лучшее/The best», «(Не)детские истории», «Документальные комедии», «АнимацияДок», «Россия. 21 век», «Мужское-женское», «МузыкаДок», «И творчество, и чудотворчество».

 

«Лістападзік»

В секции — девять фильмов для детей. Один из них, иранский, «Дуновение жизни», в котором мечтательная девочка Бахар прячется от жестокой повседневности войны и революции в книгах. Также прикоснуться к миру детства помогут фильмы из Германии, Китая, Франции, Чехии и Словакии.

Откроет детскую программу немецкая картина «Тим Талер, или Проданный смех». Для отечественного зрителя лента интересна тем, что ее можно сравнить с культовой советской сказкой-мюзиклом «Проданный смех», которую в 1981 году на «Беларусьфильме» снял режиссер Леонид Нечаев. Оба фильма созданы по мотивам повести немецкого автора Джеймса Крюса. К тому же в Минск на фестиваль приедет исполнитель главной роли немецкого «Тима Талера» Арвед Фризе.

 

Дорогу молодым

В программе «Молодость на марше» начинающие авторы представят на суд зрителей игровые фильмы, а в конкурсе национальных киношкол — документальные.

В художественной секции дебютантов впервые будет представлена Беларусь. Свои силы попробует минчанка Юлия Шатун — выпускница Белорусского государственного университета культуры. Ее фильм «Завтра» повествует о бывшем учителе английского, который зарабатывает на жизнь тем, что разбрасывает рекламные листовки по почтовым ящикам.

У белоруски — серьезные конкуренты: представитель России Кантемир Балагов со своей «Теснотой», которая была показана на последнем Каннском кинофестивале и стала одним из главных событий этого форума; «Чамбра» о цыганской общине — молодого режиссера Йонаса Карпиньяно, которому благоволит сам Мартин Скорсезе; оригинальная и бескомпромиссная «Ничья фабрика» португальца Педру Пинью и др.

Очень надеюсь, что белорусский фильм впишется в линейку яркого мирового кинематографа, — отметил И. Сукманов.

В «молодой» документальной секции свои работы представят 13 киношкол, а это вдвое больше, чем обычно, — поступило много заявок. Среди них начинающие кинематографисты из России, Украины, Германии и Израиля. Из Беларуси — студент БГАИ Александр Комисарчук, который познакомит зрителей с самобытным белорусским художником Маем Данцигом.

 

Национальный конкурс — игровое кино

Беларусь на протяжении десятилетий отстраненно смотрела на то, что происходит в большом кино. «Лістапад» же дает возможность интегрироваться в этот непростой мир, — считает И. Сукманов. — Национальный конкурс проводим уже четвертый год. Изначально даже у нас, как организаторов, по этой затее возникал большой вопрос: сможем ли собрать программу, сумеем ли представить зрителям и профессиональной аудитории картины достойного уровня? Но с каждым годом оптимизм только крепнет. Национальный конкурс начинался скорее как творческая лаборатория, но в результате стал вполне конкурентоспособной программой. В этом году представим работы не только главной кинофабрики страны — «Беларусьфильма», но и большой армии молодых режиссеров.

Показы отечественных фильмов пройдут в кинотеатре «Беларусь» с 7 по 9 ноября, мультики будут транслировать в «Пионере».

Почти все представленные в игровой секции фильмы — короткие ленты, длительностью до получаса. Просмотр самой непродолжительной из них — «Адамового яблока» Алены Ясинской — займет всего 14 минут. Самый долгий — 100-минутный киноальманах дебютных режиссерских работ «Мы». Это пять новелл о жителях мегаполиса, о поисках правды, любви, надежды, смысла и своего места в жизни.

Темы, которые волнуют белорусских «игровиков», самые различные, но чаще всего они затрагивают проблему отношений: любовь в социальной сети и трудности ее воплощения в реальности («Друзья по переписке» Неллы Василевской), непонимание в семье и невнимание к близким («Трамвай» Елизаветы Рыдван), одиночество пожилых людей («Юбилей» Арсения Ильиных). Последний фильм расскажет о пожилой Васильевне, которая собирается отметить 75-летний юбилей. За последние годы никто не приезжал ее поздравить. Васильевна убеждает односельчан, что именно в этот раз все изменится — приедут дети и родственники. Ей никто не верит, но она продолжает готовиться к празднику.

Национальный конкурс — документальное кино

В документальной программе также четко прослеживается тяготение к одной из тем — старости. Испещренные морщинами лица по меньшей мере в четырех картинах. Героям невольно сопереживаешь, ведь все, что на экране, не выдумка, а такие же реальные, как мы с вами, люди, со своими бедами, печалями и радостями.

Например, история о пережившей всю свою семью одинокой 89-летней Василине из деревни Лоховщина («Василина» Евгения Мацкевича), об агонизирующей глубинке в «Агмене» Юрия Тимофеева, о «Крае женщин» Алексея Полуяна и «Верующих» Егора Сурского.

Две ленты о белорусских поэтах — «Янка Купала» Виктора Аслюка, посвященная 135-летию песняра, и «Исчезнувшая поэзия» Ильи Божко о сотне литераторов, расстрелянных 29 октября 1937 года.

Есть и более жизнеутверждающие истории, например молодежная «Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами». Фильм-путешествие по границе страны — попытка проследить 20-летнюю историю независимого государства. Показать красоту и самобытность родного края.

Национальный конкурс — анимация

Одна из 10 представленных на конкурс анимаций покажет Минск 1941 года — это «Боевая машина» Натальи Костюченко.

 

Индустриальная платформа

Такой крупный фестиваль, как наш, проводится главным образом для развития местной киноиндустрии, — отметила директор программ неигрового кино «Лістапада» И. Демьянова. — Наблюдая европейский кинематографический ландшафт, понимаешь, что на Западе никто не берется за большой кинопроект в одной отдельно взятой стране — это всегда коопродукция нескольких государств и продюсерских компаний. Подобная система существенно отличается от того, к чему привыкли в Беларуси. Но рано или поздно нам придется вливаться. Поэтому наши молодые кинематографисты к этому должны быть готовы: уметь разговаривать с партнерами, искать спонсоров, презентовать свои проекты. Именно поэтому в рамках «Лістапада» решили организовать индустриальную платформу.

Она пройдет с 4 по 10 ноября в Художественной галерее Михаила Савицкого и «Арт-Беларуси».

В программе — сценарный тренинг, питчинг кинопроектов, дискуссии, презентации от участников крупнейших европейских киношкол, лабораторий и центров. Молодые белорусские режиссеры и сценаристы получат доступ к знаниям по продвижению своих фильмов на международные кинорынки.

За пять дней программы планируем показать полный цикл кинопроизводства, как он происходит в Беларуси и как наши режиссеры и продюсеры могут в него вписаться со своими проектами, — пояснила координатор индустриальной платформы «Лістапада» Елизавета Бобрикова.

Кроме этого, во второй раз в рамках индустриальной платформы состоится День виртуальной реальности.

 

Фото предоставлены пресс-службой кинофестиваля «Лістапад»

 

Самое читаемое