Гид по «ТЕАРТу-2019». Что стоит посмотреть

«ТЕАРТу» почти 10. Его организаторы утверждают: за это время удалось не только повлиять на вкусы и пристрастия зрителей, но и изменить сам отечественный театр. С самого начала форум стал площадкой для эксперимента и художественного новаторства. В Минск привозили отборные постановки — образцы театрального искусства, отмеченные различными наградами и украшавшие престижные мировые фестивали. За годы «ТЕАРТа» на столичных сценах свои произведения демонстрировали такие признанные постановщики, как Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Кшиштоф Варликовский и многие другие. Чем на этот раз будут потчевать театральных гурманов, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

Шоукейс Belarus Open

Программа 9-го форума традиционно состоит из трех секций: международной, шоукейса Belarus Open и «Школы ТЕАРТа».

В фестивале принимают участие: четыре постановки международной программы и восемь представителей белорусских театров. Всего состоятся 20 показов на шести площадках.

Экспериментальных спектаклей становится больше, — говорит театральный критик, куратор программы Belarus Open Людмила Громыко. — Создаются они в очень сложных условиях: нет должных бюджетов, декораций, штата актеров. Но главное — результат. Нередко то, что получается, яркое, убедительное и позиционируется как новый белорусский театр.

Официальное открытие состоится 20 сентября в Оk16 (улица Октябрьская, 16/27) в 19:00. Зрителям представят оперу в трех частях от режиссера Юры Дивакова. Во время постановки он расскажет современный миф о сотворении мира театра.

Людмила Громыко из 34 заявок выбрала восемь самых ярких белорусских спектаклей последних лет. Постановки не премьерные, их уже оценили зрители. Организаторы признаются, что вставить премьеру в программу фестиваля пока не решаются — работы все экспериментальные, их нужно распробовать. Примечательно, что в числе лучших имена молодых.

Зрители увидят «Песнь песней» (21 сентября) и «Павятовы лекар» (22 сентября) Юры Дивакова. Первый — интерпретация ветхозаветного текста, второй — по Францу Кафке. Также в шорт-лист Belarus Open попали спектакль Белорусского свободного театра «Дом № 5» (20, 21, 22 сентября), «Не охота» Станислава Жиркова (21 сентября), «Стражи Тадж-Махала» Александра Янушкевича (22 сентября), танец-спектакль «Воздух» от хореографа и перформера Ольги Лабовкиной и театра KARAKULI (25 и 26 сентября), «ГэтаМы» Стаса Жиркова по мотивам произведения «Радзiва «Прудок» Андруся Горвата (22 сентября), одноименная интерпретация плутовского романа Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (23 сентября).

Международная программа

В этом году она очень компактная: всего четыре привозных спектакля. Белорусские постановки на сей раз в большинстве. Но организаторы уверяют: каждое зарубежное сценическое произведение, которое покажут в Минске, уникально и обязательно к просмотру. Такого больше нигде не увидите!

Мы всегда старались привозить на форум лучшее, — говорит директор международного форума театрального искусства «ТЕАРТ» Анжелика Крашевская. — В процессе наблюдаем, как меняется мировой и белорусский театр. Наша задача — выстроить диалог между зрителями и профессионалами. И, как мне кажется, это нам удается. Рассчитываем заинтересовать, расшевелить публику. Постановки в международной программе очень разные и по жанру, и по тематике, и по посылу. Но все они нам очень дороги. Каждая сконцентрирована на своем, важном.

Одна из таких — французский «Пиксель» — уникальное явление для Беларуси. Это симбиоз хореографии и 3D. Хоть мы и IT-страна, но ничего подобного на отечественной сцене пока нет. Представление от Национального хореографического центра Кретея и Валь-де-Марн и компании Käfig построено по принципу оптической иллюзии, где цифровой мир тесно переплетается с реальным. Кажется, что актеры не двигаются на сцене, а дрейфуют в открытом космосе. Да и языкового барьера нет — постановка без слов. Неудивительно, что в зале ДК МАЗ (проспект Партизанский, 117а) свободными остались считаные места. Предусмотрен всего один показ 1 октября в 19:00.

Еще одно любопытное сценическое произведение — «Одиссея» театра «Талия» из Гамбурга (Германия). Думаете, будет классическая античная история об Одиссее и Троянской войне? Не тут-то было! Даже костюмов той эпохи не увидите. А что удивит еще больше, так это язык, на котором актеры будут общаться со зрителями, — и это даже не немецкий. Тарабарский, несуществующий! Найдут ли артисты понимание с гостями, узнаем 28 сентября в Республиканском дворце культуры профсоюзов (проспект Независимости, 25).

Говоря о спектакле «Площадь героев», сходу даже трудно понять, чей он — этот самый интернациональный проект в программе. Театр — Литовский национальный драматический, режиссер — поляк Кристиан Люп, в основе — пьеса австрийского драматурга Томаса Бернхарда. А вникать в творческие замыслы представителей этих трех народов придется белорусам. Да еще и на литовском, с русскими субтитрами. Запутанная детективная история, которая тем не менее наполнена музыкой и поэзией, — на сцене ДК МАЗ 5 октября.

Единственный русскоязычный спектакль в международном блоке — «Сталинград» Театра Резо Габриадзе (Грузия). Он закроет форум 7 и 8 октября. Постановка от сценариста легендарных советских фильмов «Мимино» и «Кин-дза-дза» — марионеточная. Лучший по версии журнала «Нью-Йоркер» (2010), спектакль-реквием, спектакль-элегия соткан из воспоминаний Резо Габриадзе о последствиях Сталинградской битвы. Далекие картинки из забытого детства, вдовы в черном, калеки и инвалиды, слезы и горе бабушки режиссера — исторические события оживут на сцене Республиканского театра белорусской драматургии (улица Кропоткина, 44).

Школа «ТЕАРТ»

Она подготовила программу из пяти мероприятий для театральных режиссеров, которые пройдут под слоганом «Концентрат. Персона — режиссер».

Для режиссеров предлагаем два направления работы. В первую очередь, попробуем понять и выделить функции режиссера, необходимые современному театру. А после предложим постановщикам возможности расширения профессиональных и мировоззренческих границ. Программа «Школы» состоит из режиссерской лаборатории, закрытого мастер-класса, спектакля и двух бесед. Откроет ее разговор с Дмитрием Богославским, Игорем Казаковым, Александром Янушкевичем, которые зарекомендовали себя как очень живые и яркие постановщики, но каждый из них покинул театр в конце прошлого сезона. Почему? Это мы и выясним в процессе общения, — рассказал режиссер, куратор «Школы «ТЕАРТ» Александр Марченко.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ