Мнение специалиста: гиперактивность – модный диагноз

«Здравствуйте! У меня гиперактивный ребенок!» Сегодня все чаще с этой проблемой родители обращаются к медикам.

Как вести себя с таким ребенком? Чем может помочь малышу его семья? Можно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? На вопросы читателей сайта агентства «Минск-Новости» во время онлайн-конференции ответила врач высшей квалификационной категории заведующая детским неврологическим отделением ГУ «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии» Светлана Белая.

Ребенок суетлив, очень много двигается, ему сложно усидеть на месте. При этом чрезмерно говорлив, импульсивен, неуклюж и плохо контролирует свои побуждения. «Это симптомы гиперактивности?» – спрашивают специалистов родители. «Да, безусловно», – отвечают медики. Но только речь не всегда идет о нуждающейся в специальном лечении патологии.

– Гиперактивность – это просто слово, которое характеризует двигательную или мыслительную активность. В последнее время этот диагноз стал модным и родители сами ставят его своим детям. Но есть понятие «синдром дефицита внимания, сочетающийся с гиперактивностью и импульсивностью». Это разные вещи, – поясняет Светлана Анатольевна. – И первый критерий для постановки правильного диагноза – то, как ребенок развивается. Если он со своей гиперактивностью все познает, активно общается со сверстниками и развивается в соответствии со средними для своего возраста нормами, то это не проявление заболевания, а просто особенность развития. У нас просто любят это слово в контексте патологии. Но «гипер» – это просто «большой». Опять же для кого ребенок гиперактивный? Для родителей, которые хотят, чтобы чадо играло в кубики, а оно вместо этого бегает, прыгает и болтает без умолку?

Понятие «синдром дефицита внимания и гиперактивности» как диагноз заболевания и патологии используется далеко не во всех странах. Многие медики склоняются к мнению, что более верное определение для характеристики неугомонных и «утомительных» детей – «поведенческое расстройство развития». Нет единого мнения и о природе возникновения чрезмерной детской активности. Некоторые исследователи предполагают, что она имеет генетическую основу. Поэтому специалисты интересуются у родителей непоседы: «А какими в детстве были вы сами?». Процент случаев, когда переизбыток энергии при недостатке внимания передается из поколения в поколение, велик. В числе обязательных и первостепенных при оценке причины гиперактивности ребенка – вопросы о бытовых условиях, в которых растет и развивается малыш. Речь идет прежде всего о значительной перегрузке информацией.

– Спрашиваю у родителей, включены ли компьютер или телевизор в то время, когда маленький ребенок ползает или ходит по квартире, – рассказывает Светлана Белая. – Многие говорят: да, но он не смотрит. Они ошибаются. Потому что ребенку тоже поступает информация. Причем не та: она ему не по возрасту и не в том количестве, которое нужно. Необходимо строго контролировать этот поток. Общаться с ребенком желательно в комнате, где бы он не отвлекался. То же самое в работе с игрушками. Подчеркиваю: именно работа с игрушками. Потому что ребенок обучается во время игры. Если детская комната вся заставлена игрушками, это абсолютно неправильно. У детей в раннем возрасте рассеяно внимание, и им очень трудно выбрать, чем они будут заниматься. Получается, это задача родителей. Все лишние игрушки надо убрать – оставить 1–2 и обыгрывать их. Я не случайно говорю «обыгрывать». Это значит, что ребенок лучше всего развивается в общении со своими мамой, папой, сверстниками, вообще в социуме. И наиболее хорошими результаты работы даже с гиперактивными детьми, у которых есть проблемы, получаются в том случае, когда мамы находят время на эту игру. Семья – наша первая ячейка. Основы дальнейшего развития и общения ребенка в социуме закладывается именно там.

Рекомендации родителям:

• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.

• В отношениях с ребенком следует придерживаться позитивной модели. Хвалите его при каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

• Избегайте повторения слов «нет», «нельзя».

• Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

• Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

• Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

• По возможности избегайте скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.

• Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Старайтесь, чтобы приятели не были беспокойными и шумными.

• Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

• Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

• Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ