ГЛАВНЫЙ ВРАЧ. Николай Зубелевич: «Авторитет надо заработать»

Главный врач 25-й центральной районной поликлиники Московского района г. Минска – о доверии пациентов, летунах и псевдотрудягах.

В проекте агентства «Минск-Новости» – руководители медицинских учреждений. У каждого из них – свой взгляд на окружающий мир и современную медицину.

О переменах

Я не считаю себя публичным человеком. До того как возглавил поликлинику (23 года назад), работал врачом скорой медицинской помощи в бригаде интенсивной терапии. Ночные дежурства на скорой брал уже в конце первого курса мединститута (до поступления в медвуз окончил медучилище). Отдал этой службе в общей сложности 15 лет – и сирена у меня навечно в душе… Работа на износ и сплошной адреналин. Порой времени на принятие решения фактически не было. Многое повидал – меня ничем не удивишь. Строящуюся поликлинику в жилом районе Малиновка предложили возглавить в 1993 г. Согласился. Несмотря на то что некоторые коллеги говорили открытым текстом: «Ничего не получится. Какой из тебя главный врач? Ты в этом ничего не понимаешь: ездил бы на скорой и дальше». Но пророчество не сбылось. Здание достроили быстро – за полтора года. 1990-е – непростые времена: когда удавалось закупить необходимое оборудование, приходил домой окрыленным. Домашние удивлялись: «Сияешь так, словно себе в квартиру новую кухню или спальный гарнитур купил». Помню, мебель для поликлиники собирали своими руками по вечерам, порой до полуночи. Помещения чистили, мыли в свободное от работы время. Всем миром – сотрудники, родственники, друзья… Поликлиника стала частью моей жизни.

О своем примере

Все начинается с руководителя. Когда в поликлинику приходили письма с просьбами организовать Дни донора, понимал: надо показать пример. Я почетный донор. У меня это внутренняя потребность. Работая на скорой, видел много случаев, связанных с кровопотерей. Когда смотришь на флакон со своей кровью, понимаешь – там частичка жизни, которая спасет другого человека. С меня в поликлинике начинается и вакцинация против гриппа. Прививаюсь всегда платно. Получив квиток в кассе, могу с чистой совестью поставить в упрек сотрудникам, которые увиливают.

О сотрудниках

Почти все время на работе. Так сложилось. Имидж Московского района (главный врач центральной районной поликлиники курирует учреждения района) для меня очень важен. Здесь живу с первых дней в Минске. Всегда говорил и говорю сотрудникам: если к работе относиться как к родной матери, а не как к мачехе, тогда все будет хорошо. А если приходить, чтобы отсидеть, не ставить перед собой никаких целей, просто плыть по течению – ничего не получится. Человек должен жить какой-то идеей, мечтой, чтобы дело, которым он занимается, приносило удовлетворение и пользу окружающим. И потому люблю людей аккуратных и ответственных, которые посвятили себя делу по-настоящему. В нашей поликлинике примером для всех была Флора Ахметовна Феклистова – прекрасный доктор (участковый терапевт) и хороший человек. За ее работу всегда был спокоен. Она никогда не жаловалась и все успевала: и визиты, и приемы, и грамотно оформить медицинскую документацию. Достойна уважения во всех смыслах. Флора Ахметовна ушла от нас пару лет назад на заслуженный отдых. А вот кого не люблю, так это пустословов, обманщиков и нахалов – от них можно ожидать чего угодно. Из своего номера телефона никогда не делал секрета. И всегда говорю сотрудникам: «Опаздываете на работу по какой-либо причине (ребенок заболел, застрял в пробке), позвоните, предупредите, но не надо обманывать». Мне также не по душе тот, кто работает ни шатко ни валко, но результаты своей деятельности преподносит так, как будто достоин медали «За трудовые заслуги». Со стороны ведь все видно.

О взаимоуважении

Авторитет врачу надо заработать. Это нелегко. Медицина – не только благодарные слова пациентов, преференции администрации за хорошую работу. Это и слезы, испорченные нервы, кровь, пот, усталость, бессонные ночи. Помню, как только стал главврачом, ко мне на прием пришла пациентка, которую не устраивало отношение лечащего доктора: «О чем с ним можно говорить, если у него в глазах пустота…» Женщина хотела, чтобы ее закрепили за другим терапевтом. Сидит она передо мной, а я думаю: «Пустота в глазах… Надо же, какая ясновидящая… Как смогла определить?» Не скрою: был и удивлен, и огорчен. Но после периодически стал всматриваться в глаза коллег и понял, насколько она была права. С тех пор молодых специалистов, начинающих профессиональный путь, напутствую: «Уверенность – хорошо, самоуверенность – плохо. Помните об этом и не допускайте равнодушия в беседе с человеком. Пациент замечает все: выражение лица, холодные интонации в голосе, безразличие. И, как следствие, у него возникает недоверие к доктору, а порой и отчуждение».

Сейчас среди пациентов очень модно стало проходить МРТ (магнитно-резонансную томографию) – лучше доктора знают, что оно им позарез надо. А ведь это высокотехнологичное обследование, которое назначается исключительно по медицинским показаниям. Зато, к сожалению, мы не находим порой живого отклика на все наши призывы пройти диспансеризацию (плановый медицинский осмотр). Когда говорим пациентам: вы два года не были в поликлинике, приходите на осмотр – откликаются немногие. Но если что-то плохое случается, то всегда виноваты врачи. Почему только доктор должен отвечать за здоровье пациента? Говоришь человеку: «Пройдите флюорографию», а он отвечает: «Сам знаю, когда и что мне надо проходить». Но если вдруг заболеет туберкулезом, раком легкого или чем-то другим, поверьте, даже не вспомнит, что говорил, когда ему предлагали пройти обследование.

О постоянстве

Не люблю летунов. Когда вижу в трудовой книжке, что человек каждый год меняет место работы либо делает это с упорным постоянством, настораживаюсь. Даже если ко мне пришел классный специалист. Мне важен уживчивый характер сотрудника, способность работать в команде. Чтобы коллектив, как говорится, не штормило – не было никаких всплесков, бурных эмоций, косых взглядов друг на друга. Взять, к примеру, часы. Человек их вечером снял, положил на тумбочку, утром посмотрел на них – идут: не спешат, не опаздывают. Так и коллектив должен работать – спокойно, размеренно, показывая результаты. В моей трудовой две записи: скорая медицинская помощь и 25-я центральная районная поликлиника. Убежден, если человек способен к постоянству, у него вырабатывается преданность коллективу, учреждению – это дорогого стоит. В нашей поликлинике из 408 сотрудников 93 работают с момента открытия. Около 120 человек трудятся со мной с 1995 г. Это костяк. И замечу – приличный. Кстати, когда открывалась новая 5-я городская поликлиника, неподалеку – на ул. Есенина, думал, от меня, требовательного руководителя, сотрудники сбегут. Такого не случилось, что очень порадовало. Оценивая работу сотрудников, стараюсь быть объективным – для меня это очень важно. Прежде чем вынести кому-либо взыскание или сделать замечание, долго вынашиваю в себе. Переживаю даже больше, чем подчиненный. Мне хочется, чтобы человек, которому указывают на недостатки в работе, сам их понял, осознал, что к нему относятся непредвзято: сделали замечание, значит, заслужил. Ничего личного. Каждый должен отвечать за результаты своей работы.

Еще материалы рубрики:

ГЛАВНЫЙ ВРАЧ. Константин Вильчук: «Человечность приобрести невозможно»

ГЛАВНЫЙ ВРАЧ. Директор РНПЦ оториноларингологии – о хирургии и женском счастье

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо! Замечательный человек. Обслуживаюсь в поликлинике со дня открытия. Очень довольна. Бывают казусы, но где их нет.

Комментарии закрыты