ГЛАЗА В ГЛАЗА. Андрей Шамшура: в легкой промышленности легких времен не было никогда

В проекте агентства «Минск-Новости» – известные люди с неравнодушным и откровенным взглядом на происходящее и на себя.

Наш собеседник сегодня – директор витебского ОАО «Знамя индустриализации» Андрей Шамшура.

Не корона и не титул

– Андрей Владимирович, директором большого отечественного предприятия легкой промышленности всегда было сложно работать прежде всего потому, что каждый день, месяц, год надо доказывать покупателям: белорусское – не худшее, а часто и лучшее… В наше кризисное время делать это, наверное, еще труднее?

– Директорство для меня сегодня – это не корона или титул, а ежедневное сознание того, что за твоей спиной стоят 800 человек, судьба которых может зависеть от правильности твоего решения, его своевременности. Мой первый руководитель научил меня спрашивать прежде всего с самого себя, и только если все возможные меры и усилия не увенчались успехом, обращаться к кому-то еще.

Раньше, конечно, ситуация была попроще, и это многих самоуспокоило. А зря! В конце 1990-х было много поблажек от государства, можно было получать льготные проценты по банковским кредитам, освобождаться от таможенных пошлин на ввозимое оборудование и многое другое. Те, кто сумел мудро воспользоваться этой поддержкой, сегодня имеют имя и уверенно себя чувствуют. При этом легких времен не было никогда, и я не помню ни одного месяца, когда бы в его конце не нужно было думать, как «закрыть» зарплату, налоги, кредиты и так далее. Но если раньше рынки росли и основной задачей было произвести, и все продавалось, то сегодня рынки сдулись. Если раньше нам говорили: производи быстрей и качество – не главное, то сегодня партнеры экономят на сырье плюс требуют высочайшего качества изделия, придираются к любой мелочи. Конкуренция!

– На «Витебских коврах» вы прошли путь от экономиста до генерального директора, потом возглавляли «Белхудожпромыслы», ОАО «КИМ», были управляющим группы частных компаний. Вы выбираете работу или она вас?

– Своей судьбе благодарен за все ступеньки, за везение на хороших учителей в том числе. В Управлении делами Президента, например, у Юрия Викторовича Назарова, Николая Николаевича Корбута, да и у многих подчиненных мне директоров можно было многому поучиться. Ну а витебское ОАО «КИМ» – это была школа выживания, когда у предприятия стопроцентно заблокированные счета, когда ты должен всем, тебя в любой момент могут «отключить», можешь остаться без сырья. А нужно крутиться, чтобы предприятие работало и у людей была зарплата… Опыт работы у частников научил системности, научил абстрагироваться от доведенных показателей, ставя во главу угла развитие бизнеса, производства. Опять-таки без ущемления людей, которые у тебя трудятся… Самое главное на любом производстве сегодня – поиск возможностей. Вот чем отличается частник-производственник? Он в каждой ситуации пытается найти возможность что-то улучшить, придумать, расширить. А не предъявить ответ-отмазку, почему то или иное не сделано. «Знамя индустриализации» – это фабрика, которая имеет имя. Самое главное, что удалось за 85 лет, – это сохранить технологическую дисциплину и квалифицированный коллектив.

Капсула для покупателя

– Продукция вашего экспериментального цеха не просто удивила – поразила. Уж простите за стереотипность мышления, но, разглядывая мужские куртки, пальто, костюмы, коллекцию пиджаков вашей марки «Доминион», верхнюю одежду для маленьких девочек, подумала, что я на хорошей итальянской или немецкой выставке…

– Не только мы, но и многие другие предприятия производят хорошие вещи и, что немаловажно, работают по ГОСТам. У нас хорошие дизайнеры, достойный ассортимент. Но сегодня многие не успели влиться в мировое разделение труда. Тот же сетевой ритейл, поверьте, не делает ничего сверхъестественного. Да, у него разработка коллекций, они заказаны где-то, произведены к определенному периоду, у него есть площадь, она очень грамотно разбросана по секторам. С помощью всяких приемов заманивают покупателей, работают вышколенные продавцы, которые знают, на какой минуте как подойти и улыбнуться, как грамотно предложить человеку вещь. В такие продажи, к слову, изначально могут закладываться до 300 % сверху, а потом вроде как делают скидку «вне сезона», но при этом все равно отбивают свои деньги. И так каждый сезон. За счет такой матрицы они начинают нас, отечественных производителей, выдавливать с рынка.

Каждая фабрика работает в своем сегменте рынка. Наша, к примеру, специализируется на мужской верхней одежде, женском ассортименте, другие – на трикотаже, третьи – на головных уборах. Сегодня уже все понимают: надо объединяться и проявлять капсульный подход к покупателю. Чтобы, например, пришла дама и смогла себе позволить в одном месте приобрести и пальто, и куртку, и платье, и блузку, и юбку, и даже колготки. То же самое для мужчин. Все это тяжело сделать одному производителю, вместе – возможно. И у нас есть у кого учиться – у тех же «Милавицы», «Белвеста». У них есть ритейл, у них есть свой рынок. А когда ты просто производишь, то потом больше всего думаешь: кому это продать?

– Да, это хороший вопрос. Заходишь в большой столичный торговый центр, а там, к примеру, в секции мужской одежды не то что вашу продукцию не найти, вообще трудно что-то отыскать, все забито товаром… С вашей точки зрения, как выйти на своих покупателей?

– Сейчас мы эту проблему будем решать с помощью мерчандайзеров, консультантов. То есть будем часть функций торговли брать на себя с помощью человека, который у нас получает зарплату. И именно он будет отвечать за то, чтобы наша продукция продавалась, скажем так, более грамотно. Чтобы она занимала более яркие места, хорошо смотрелась на манекенах, чтобы точно отслеживалось, достаточно ли нашего товара в магазине.

– Но это только планы. А пока если не продали – вернули, и делайте что хотите?

– Если грубо говорить, то там, где у нас заключены договоры реализации, так и есть. Да, мы проводим совместно с торговлей различного рода акции, уценки, но реально работа с остатками – это наше дело, наша головная боль… Ладно если мы произвели плохой продукт, утрированно, поставили 200 единиц, и из них только 10 продались. Но если одежда хорошая, продали 80 %, и нам в конце сезона торговля предлагает забрать оставшиеся 20 %…

– Мы уже говорили с вами про сужение рынков сбыта, тем не менее куда сегодня отправляется продукция вашего предприятия?

– Основной рынок – наша страна. Минск, все областные центры. Что касается экспортных поставок, там в основном преобладают давальческие заказы. Есть ряд известных российских торговых марок. Фабрика работает с Прибалтикой – отшиваем для них заказы, которые в дальнейшем поступают во Францию, причем речь о таких известных марках, как Lacoste. Мы сделали, правда, еще только попытки выйти на российский рынок со своей продукцией полного цикла. Развиваем и интернет-продажи… Несколько слов о нашей школьной программе – концерна «Беллегпром», торговли и Министерства образования. В силу ценового фактора многие, увы, покупают продукцию на рынках. Что в ней находится – в той же самой подкладке, ткани верха и всем остальном, – неизвестно, некому узнавать. А мы гарантируем, что у нас ГОСТовская продукция, которая отвечает всем физиологическим требованиям. И при этом стараемся сделать ее функциональной и удобной для родителей и для детей. Делаем, к примеру, вставки резиночек, чтобы мальчик любой полноты мог ее надеть. Заботимся о той же перестежке на пуговицах, чтобы можно было (дети за полгода иногда существенно меняются) сэкономить семейный бюджет.

Хочу заметить, что наше предприятие очень тесно сотрудничает с белорусскими производителями. Благодаря программе технического перевооружения действительно огромные деньги были вложены в производство. И теперь уже мужской костюм изо льна Оршанского льнокомбината – это не неподъемный некогда «бронежилет»! Речь идет о довольно тонкой ткани с различного рода обработками, которые себя прекрасно показывают, и мы с удовольствием используем ее при создании мужских пиджаков, брюк. Плюс мы разработали свою женскую коллекцию изо льна. За этот год удалось реализовать такой продукции на сумму порядка 7 млрд рублей!

В пальто собственной фабрики

– Андрей Владимирович, когда вы считаете, что день прошел удачно?

– Когда есть результат. Потому что руки опускаются (на короткое время, но тем не менее), когда ты что-то делал, за что-то бился, а в итоге не достиг никакого эффекта. Это ломает. Но прошел трудный платеж, произошел запуск какого-то производства или подписан контракт – день, конечно же, из светлых! Знаете, мне очень нравится одно выражение: вы никогда не решите существующую проблему, если будете решать ее теми же способами, которые привели вас к ней. Так вот, мы всегда стараемся на одну и ту же проблему взглянуть с разных точек зрения. Как правило, какая-то из них подсказывает решение.

– Вам приятно видеть людей в «своей» одежде?

– Сам с удовольствием ношу одежду фабрики «Знамя индустриализации». Когда только-только пришел сюда, то был в пальто нашей же компании, которое я перед этим относил 8 лет. Оно имело достойный вид, но на меня странно смотрели – пришлось поменять на пальто из новой коллекции. Я действительно горд за нашу продукцию, причем это касается не только экспериментального цеха, но и склада готовой продукции. К слову, мы славимся тем, что умеем помочь мужчинам в возрасте, не всегда со стандартной фигурой, выглядеть просто замечательно.

– С какими жизненными принципами вы живете, Андрей Владимирович? Есть то, что для вас не меняется с должностями?

– Ненавижу ложь и предательство. Личная ответственность – тоже мое. Меня бесполезно ругать: если я знаю, что недоработал, сам себя выстегаю в сто раз больше, чем это сделает кто-то. И еще. Может, с моей стороны это прозвучит довольно громко, но мой главный жизненный принцип – помогать. Всегда и при любой возможности. Иной раз это выручает, иногда подставляет. Но так меня воспитали родители.

Еще материалы рубрики:

ГЛАЗА В ГЛАЗА. А. Якобсон: «Жизнь – это долг, который надо исполнить»

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Директор детского хосписа: «Мы уже больше можем учить, чем учиться»

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Наталья Кочанова: обращения граждан помогают увидеть реальную картину

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Владимир Дражин – о дипломатии и гольфе

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Владимир Гридюшко о великих людях в Большом

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Помог бы с выдачей зп, а то уже пеня за кварт. плату набегает.

Комментарии закрыты