ГЛАЗА В ГЛАЗА. Труд директора – это труд пахаря

Герой проекта агентства «Минск-Новости» – директор ОАО «Белхудожкерамика» Юрий Кацнельсон.

Проверка на ответственность

– В драматичное постперестроечное время уже стоял вопрос, быть или не быть производству, которое вы и сегодня возглавляете. Тогда выстояли. Что сегодня – снова борьба за выживание, Юрий Михайлович?

– Ситуация действительно непростая – и в стране, и на предприятии, – учитывая, что основной экспорт был завязан на Россию. Тем не менее начиная с декабря 2014 года мы задумались над тем, что делать дальше. Вспомнили о представительских сувенирах и пошли по всем ведущим предприятиям, компаниям, банкам страны. Пошли не с пустыми руками… Разработали технологии изделий, которые до нас никто не делал: картины из глины, иные уникальные сувениры. Мы предложили то, что нельзя купить нигде, кроме как у нас. К тому же предлагает ведь белорусское предприятие! К нам, в Беларусь, приезжают гости, покупатели, с кем заключают контракты, и в качестве представительских сувениров нужно что-то дарить. Почему обязательно дарить китайские сувениры? У наших картин нет аналогов, наши художники сами, своими мозгами их создали. Помню, открывался грузовой центр «Мерседес», у нас купили такую картину и подарили одному высокопоставленному лицу. Прошло четыре дня, звонок: «Юрий Михайлович, нужно еще пять таких картин»… Потому что в Германии никто ничего подобного не производит. Все дело в одном: нужно идти вперед. Один день остановки – и, считай, конец. Ты опоздал.

Остро встал вопрос и о новых технологиях, в первую очередь касающихся производства посуды. Она должна проходить посудомоечную машину, чтобы сегодня оказаться нужной тем же ресторанам. Мы заключили договор с Белорусским государственным технологическим университетом, долго бились, но разработали! Новую посуду представили на коллегии Управления делами Президента, подготовили бизнес-план. В этом году будет осуществлен инвестиционный проект по закупке оборудования. Красивейшая посуда. Теплая посуда, которая выдержит и посудомойку, и микроволновку… Мы стали делать цветочную керамику с совершенно новыми полимерными покрытиями, различных оттенков и эффектов, при этом печь для нее, которую мы только-только установили, существенно экономит электроэнергию. И сегодня продолжаем меняться: хотим приобрести более экономичные светильники. Думаем о новой подстанции, котельной, чтобы сократить расходы на электричество. Сегодня они составляют более 800 млн рублей!

По-прежнему популярны экскурсии, которые мы с удовольствием проводим: за небольшую копеечку можно посетить цеха, самому поработать на гончарном круге, что-то приобрести в нашем фирменном магазине. Не только дети, но и взрослые в восторге!

– Не секрет, что во многом благодаря вашим личным качествам – управленческим навыкам, инициативности, упорству – предприятие в свое время сумело выжить. Скажите, как много значат такие качества директора в нынешней ситуации?

– Когда мне говорят, что где-то наступает конец предприятию, я поправляю: наступает конец работе директора. Если конец предприятию, значит, там плохой директор, который не сумел организовать саму суть дела. Так было раньше, так есть и сейчас.

Если хотим, чтобы производство работало, мозги должны трудиться каждый день. Нельзя зацикливаться на чем-то одном. Нужно четко понимать: если мы сегодня этого не сделаем, то завтра для предприятия может не наступить. Конечно, людям тяжело. Сам понимаю, что я из них, по-простому говоря, кровь пью. Так приходится сейчас руководить. Во главе угла одна-единственная установка: новое, новое, новое. 10-го числа каждого месяца у нас художественный совет. Художники должны представить изделия, которые до них еще никто не делал… Но! Люди имеют рабочие места. Они имеют вовремя выплаченную стабильную заработную плату. На сегодняшний день, согласитесь, это дорогого стоит. Если кто-то собрался работать как-нибудь, то у нас это не проходит. Пришел хороший начальник отдела маркетинга, значит, он должен пахать в своем отделе и не заниматься ничем другим. Скажем, уловил он спрос покупателей на гжель – уже выпускаем! К слову, наши горшочки – замечательный подарок на 8 Марта. А если ты главный механик, ты отвечаешь за станки, инструменты, за все то, что сегодня крутится на предприятии. И никого не интересует, суббота это или воскресенье. Самое важное, что, когда в 8 утра начнется очередная смена, станок должен работать. Если не работает, виноваты главный механик, главный инженер…

Самое непростое в директорской ноше – ответственность перед людьми. У нас на предприятии 78 % ручного труда! И если та же глазуровщица хорошо и качественно делает свою работу, а обжигальщик трудится классно, то я обязан платить им зарплату. Наших тружеников не интересует, как работает маркетинг или как налажено производство. Рабочему человеку нужно заплатить зарплату. 25-го зарплата – 25-го он ее должен получить.

Все заслуги – они на пенсии, а пока человек работает, заслуг у него нет. И речь сейчас о любом предприятии, будь то хлебозавод или больница. Слагаемые успеха одни. К слову, для любого директора очень важна поддержка руководства. Есть она – дело быстрее спорится. Я, к примеру, очень дорожу взаимопониманием и поддержкой управляющего делами Президента Виктора Владимировича Шеймана и его заместителя Андрея Павловича Худыка.

Волка ноги кормят. Так и у нас

– Знаю по личному опыту, как трудно сегодня работать с рекламой, как сложно заинтересовывать ею и производителей, и банки, и прочие структуры… Какие волшебные слова вы, Юрий Михайлович, знаете, чтобы уговорить заказать вашу представительскую продукцию?

– Если вы думаете, что нас где-то ждут с распростертыми объятиями, то вы ошибаетесь. Все начинается тяжело. Мы представляем, мы показываем, на нас смотрят с настороженностью. Так складывались отношения с «Гродно Азотом», с Лидским пивзаводом, со многими банками, которые в этом году празднуют свои юбилеи… Есть хорошее выражение: «Волка ноги кормят». Так и у нас. Если сидеть на месте и ждать у моря погоды, то она может и не появиться, зато может случиться шторм. И тогда люди просто останутся голодными. Я вот смотрю: вроде, только вчера это предприятие было хорошее, на плаву, а сегодня оно остановилось, и там все плохо. Вот наше предприятие работает с прибылью, а у известного стеклозавода – 140 млрд убытков…

Мы начали с Минского тракторного завода (огромная благодарность за понимание его генеральному директору Федору Александровичу Домотенко). За поставленную продукцию взяли не деньги – трактора. Технику поставляли на предприятие «Керамин», откуда брали нужные для производства фритту, глазурь, глину, в Смолевичский лесхоз – оттуда забирали дрова. В данной ситуации мы искали и продолжаем искать выход из положения. Понимаем: с деньгами сложно. И продаем те же трактора по той цене, по которой брали с завода – практически не зарабатывая ни одной копейки. Но при этом есть быстрая оборачиваемость! После наладили контакты и с другими предприятиями. С нами стали плотно работать министерства. Толковые руководители сразу поняли: зачем искать «где-то что-то как-то», когда в Беларуси есть радошковичская керамика!

На заводе «Белхудожкерамика» умеют продавать. Мы продаем готовую глину. Продаем глазурь. Готовы сделать все, что захочет покупатель, причем с невысокой рентабельностью: гончарку, посуду, цветочную керамику, жарочную продукцию, сувенирную, декоративную керамику, картины. Повторюсь: с очень многими предприятиями работаем на взаиморасчетах. Если это витебская птицефабрика, можем взять оплату курами. Наш магазин работает таким образом, что если 1 февраля работник что-то берет, то расчет он получит только 25 марта. Мы даем на 55 дней беспроцентный кредит, чтобы человек мог брать у нас продовольствие по ценам предприятия-производителя с очень небольшой наценкой… Представьте, если у работника закончились деньги, он идет в наш продовольственный магазин и по карточке покупает все что угодно. Я и сам там продукты беру. Потому что мне это выгодно. То же самое касается нашего промышленного магазина. Там представлена вся хозяйственная группа товаров: холодильники, одеяла, подушки… На все это также кредит 55 дней. Да, может, у нас не самая высокая зарплата: средняя по заводу 4 млн 900 тыс. – 5 млн рублей. Зато она стабильная.

– Ваш управленческий путь начался еще в Островце, где вам удалось за пять лет вывести отсталый райпотребсоюз в республиканские лидеры. Потом была руководящая работа в Белкоопсоюзе… С высоты прожитых лет сегодняшнее время самое трудное?

– Когда я принял «Белхудожкерамику» в 2007-м, предприятие было мертвым. Оно и сегодня тяжелое, и вообще никогда не будет легким. Потому что здесь ручной труд. Потому что продукция – не колбаса, не хлеб, не молоко, которые нужны человеку каждый день. Чтобы нашу продукцию купили, надо доказать: лучше никто не делает. Что касается времени… Наверное, такого тяжелого, как сейчас, не было. Да, было непросто во время перестройки в период дефицита. Но сегодня у людей нет денег, чтобы покупать нашу продукцию. И все же, думается, важно уметь видеть ситуацию глобально. Нестабильность в России, нестабильность в Украине. И это трудно – удерживать ситуацию так, как удерживает ее Президент Беларуси! А ведь он ее действительно удерживает. Да, жестко. Да, новые законы могут кому-то не нравиться. Может быть, что-то по отношению к кому-то и несправедливо. Может, и так. Но на общем фоне у нас спокойно.

Да, некоторые предприятия не выживут. Но, возможно, их столько и не надо? И здесь встает важный вопрос: куда трудоустроить людей? А вот тут, считаю, надо расширять и открывать производства, которые на сегодняшний день востребованы, продукцию которых можно продать. Причем о работе только на внутренний рынок надо забыть. Нужно себя пробовать на внешних рынках, желательно на западных. Чтобы было так: ты привез продукцию в Германию, а там говорят: «Ничего подобного у нас нет». Или в Швецию, или в Норвегию. Нам нужно менять мышление. Прежде всего мышление директорского корпуса. К слову, кресло директора – это не красивая секретарша, не навороченный мобильный телефон и не служебная машина. Это, повторюсь, огромнейшая ответственность перед людьми. Это труд пахаря, которому нужны сила и терпение. Надо до мелочей знать, кто и как работает. Ты обязан влезть всюду, во всякую тонкость. У тебя должны быть хорошо подобраны специалисты, вся команда. Руководить надо неравнодушными людьми, которым интересна их работа.

– Юрий Михайлович, а зачем вам Полесский университет, точнее, зачем вам уже который год председательство на итоговой экзаменационной комиссии?

– Когда-то я искал кадры в других вузах, сейчас ищу в Полесском университете. Самое главное – нахожу там девочек-выпускниц, у которых пальцы не веером, которые знают, что такое доить корову, косить сено, сажать капусту и так далее. Они – пахари, они осознают, что это такое вообще – работать. За 99 % из них не стоят ни папы, ни мамы, им нужно самим пробиваться в этой жизни. И эти девочки пробиваются. На «Белхудожкерамике» не нужны шпильки, здесь нужны балетки, чтобы можно было бегать по магазинам, по гипермаркетам для изучения спроса. И эти девочки не требуют личного автомобиля, они садятся на маршрутку и едут в Минск, Могилев, Брест, Пинск, Гомель… Они прибывают к нам, может быть, не самыми сильными специалистами, но проходят достойную школу, учатся работать, и их потом с удовольствием берут в столицу.

Самая лучшая новость

– Много ли рядом с вами руководителей, Юрий Михайлович, похожих на вас в неравнодушии и желании побеждать? Которые так же пашут, как вы, которые смотрят в завтра?

– Не могу сказать, что их много. Но они есть. И среди них достаточно молодых, это радует.

– Столько лет прожито, столько сделано. О чем еще сегодня мечтает Кацнельсон?

– Признаюсь: если бы сегодня была иная ситуация, я бы ушел на другое место работы. Но уходить можно, когда предприятие стабильно процветает. Когда же вокруг все так непросто, ты не имеешь права уйти, не можешь бросить людей… Мне мечтается только об одном: чтобы вокруг было спокойно. Самая лучшая для меня новость – отсутствие новостей.

Еще материалы рубрики:

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Андрей Шамшура: в легкой промышленности легких времен не было никогда

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Директор Национальной библиотеки Беларуси

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Марат Жилинский: «Помнить прошлое, работать в настоящем, создавать будущее»   

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Депутат с обостренным чувством ответственности

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Фитотерапевт Евгений Шмерко

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ