ГЛАЗА В ГЛАЗА. Владимир Гридюшко о великих людях в Большом

В проекте агентства «Минск-Новости» – известные люди с неравнодушным и откровенным взглядом на происходящее и на себя.

Наш сегодняшний собеседник – генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Владимир Гридюшко

Великие люди Большого театра

– Учитель, политолог, экономист-менеджер – так пишут про вас в серьезных справочниках. К вашему сегодняшнему мироощущению, Владимир Павлович, какое определение больше подходит?

– Из этих трех? Думаю, все мои. Педагогическое образование выбирал в юности не случайно: гены были заложены родителями… Коллектив, которым руковожу сегодня, – это люди самых разных возрастов. Кстати, средний возраст работников театра – 41 год. В балете – 26 лет, даже 25,5 года, в хоре – 39, в оркестре – 40. Со всеми надо уметь работать, знать основы педагогики, психологии, быть для них старшим товарищем. В школе такой человек – учитель, поэтому это мне близко. Да и экономистом-менеджером приходится быть, без этого невозможно работать. Ну а основы политологии… Жизнь сейчас такая, что постоянно приходится давать оценку событиям, окружающей действительности.

– Время летит очень быстро, в ноябре уже 6 лет – трудно поверить! – как вы возглавляете театр. Оглядываясь назад, могли бы назвать самые сложные и самые приятные для вас моменты?

– Проще, конечно же, говорить о самых приятных, с них и начну. Всякая премьера спектакля – это радостно, как и всякий новый проект, прошедший успешно. Вспоминается моя первая премьера «Золушка» – всего на второй месяц работы в театре. Не забыть потрясающий успех спектакля «Набукко», когда мы впервые показали, на что способен театр, его технические возможности. Плюс режиссерская смекалка, умения, навыки и знания, а также высочайшее мастерство наших артистов и солистов, хора и оркестра, слаженная работа всех постановочных служб. Мы увидели то, что вообще никто никогда раньше в Беларуси не видел! Потом чередой пошли другие премьеры: «Тоска», «Аида», «Севильский цирюльник»… А в 2010-м открыли доступ в театр нашим иностранным партнерам и провели впервые Минский международный Рождественский оперный форум – 15 стран-гостей! В этом году будет уже шестой форум. Пять лет назад мы запустили долгоиграющий проект «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов». Невероятный успех колоссальных гастролей, которые два месяца шли по всем крупнейшим городам Германии и Австрии, 42 города, 50 спектаклей – «Щелкунчик», «Лебединое озеро»… В час ночи мне звонил друг, посол Беларуси в Австрии Валерий Воронецкий, и поздравлял: две тысячи человек стоя аплодировали театру! А как не назвать среди исторических моментов Большой новогодний бал – один из первых наших проектов, который стал прекрасной традицией.

– А сами умеете танцевать, Владимир Павлович?

– Отчего же нет! Могу и в полонезе пройтись, и в мазурке. И как без вальса?! Но позвольте все-таки продолжить список приятных моментов. В их числе – I Минский международный Рождественский конкурс вокалистов, когда 155 участников представили 20 стран. А в жюри – более десятка руководителей крупнейших театров Европы. Это было очень важно и значимо не только для авторитета и престижа театра – это было важно для страны! И мы этот проект продолжаем, а также начинаем многое другое. Например, нам показалось правильным отпраздновать наш собственный день театра 25 мая, ведь именно в этот день в 1933 году состоялась премьера спектакля «Кармен»! Решились на день открытых дверей. Скептики не верили, что люди придут, а в предварительном списке оказалось больше 3 тысяч желающих! В театре не осталось уголка, куда бы не заглянули гости, в моем кабинете тоже были! А сколько добрых слов и пожеланий нам было сказано!

– Слушаю вас и понимаю, что про трудные моменты вам не очень хочется вспоминать…

– Говорить о том, как Большой театр, по сути, развалился, как на его месте оказались три независимых друг от друга юридических лица, действовавших параллельно, не очень весело. Это напоминало известную басню про Лебедя, Рака и Щуку. Только после реставрации во многом благодаря Президенту страны Большой обрел свой статус. Признаюсь: не так-то просто было решиться мне, человеку в определенном смысле с улицы, прийти в творческий коллектив – могли ведь не принять! Да, я работал до этого в сфере культуры, причем шесть лет в должности заместителя министра культуры, вплотную занимался реставрацией оперного (то есть вроде бы и свой, но не совсем), но театр – это особый мир. Здесь много разных направлений, творческих коллективов, цехов. И всюду – великие люди.

Говорю без всяких кавычек, это действительно так! Потому что это здорово, когда человек видит себя великим и пытается реализовать свои возможности, когда верит в самого себя. Таких людей надо вовремя поддержать, дать им путь. До прихода в Большой я не занимался такой работой. Поэтому и было непросто – не в общении, нет, а в профессиональной оценке ситуации. Приходилось дневать и ночевать здесь. И до сих пор бываю практически на каждом спектакле, иначе, если не буду видеть работу артистов на сцене, потеряю пульс жизни.

Когда только пришел в театр, в репертуаре было 70 постановок, но большинство морально и физически устарели. Сохранили названия, пригласили новых постановщиков, сделали новые спектакли – более 50 за эти 6 лет. Выстроили четкую линию в международных отношениях – у нас больше 30 договоров о сотрудничестве с другими театрами. Это позволяет обмениваться информацией, понимать, что происходит в оперном и балетном мире, и, к радости зрителей, дает возможность обмениваться солистами, артистами.

Все мы родом из детства

– Владимир Павлович, кому-то могло показаться случайностью назначение вас на такую должность, как пост генерального директора Большого театра, но только не людям, знавшим Гридюшко до этого. Ведь именно с вашим именем был связан уникальный фестиваль детского творчества «Все мы родом из детства»…

– Вообще-то, дружба с культурными проектами началась еще в молодости, когда работал секретарем Центрального комитета комсомола. Уже потом в моей жизни появился Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям» и как одно из его направлений – фестиваль «Все мы родом из детства». За десять лет существования в нем смогли принять участие более сотни тысяч детей, причем тысячи увидели себя по телевизору – каждую неделю по воскресеньям по БТ шли программы проекта. Они формировались на основе отборочных туров в областях, а потом состоялся финал в Минске. Это был чистый, справедливый и очень прозрачный конкурс, в котором запросто мог победить ребенок или коллектив из самого далекого белорусского поселка. Когда мы только создавали телефестиваль (на Белорусском телевидении этим занималась замечательный режиссер Нина Шоба), в Москве уже шла «Утренняя звезда», но это откровенно коммерческий проект. У нас все иначе: вначале предварительные прослушивания по всей стране, потом отборочные туры с выездом жюри, которое возглавлял Анатолий Ярмоленко. В состав жюри входили Ханок, Иванов, Афанасьева, Радзивилов – примерно 12 народных и заслуженных артистов страны.

– А еще именно в фонде «Мы – детям» родился журнал «Качели», который потом стал лауреатом «Золотой Литеры» и сегодня входит в состав нашего агентства «Минск-Новости». На своей нынешней должности что хорошего вы, Владимир Павлович, делаете для детей?

– Прежде чем ответить на этот вопрос, скажу, что мое отношение к печатному слову всегда было трепетным. Рад, что у «Качелей» счастливая судьба. А в театре уже пять лет издается красивый журнал «Партер». Согласитесь, Большой театр имеет право на свое профессиональное издание…

Нашим старым спектаклям для детей – «Волшебная музыка», «Три поросенка», «Чиполлино», «Белоснежка и семь гномов» – очень много лет. И нужно, конечно, создавать что-то новое. Так, несколько лет назад появился «Винни-Пух и все, все, все». Сейчас белорусские авторы создали на основе рассказов Корнея Чуковского замечательный спектакль «Доктор Айболит». Уверен, что эта премьера не последняя. К слову, достойно работает и проект «Большой театр – детям», который делаем вместе с детскими изданиями. Так мы растим, воспитываем своего зрителя. Конечно, в первую очередь семья должна думать, каким растет ребенок, но и театр не может остаться в стороне!

– Вы поэтому заключили соглашение о сотрудничестве с педуниверситетом, чтобы и учителей подружить с театром?

– Будущим учителям работать с детьми. Так мы рассуждали с ректором Александром Жуком, когда задумывали сотрудничество. Сегодня студенты имеют возможность посещать наш театр по более дешевым, социальным билетам. Кстати, и для других вузов наши двери открыты.

Главное, ребята, сердцем не стареть!

– Всегда была уверена, что личность, настоящего руководителя, умеющего ладить с людьми, делают жизненные ступеньки. У вас этих ступенек даже в избытке: секретарь комитета комсомола пединститута, руководитель благотворительного фонда, советник посольства, замминистра. На какую оглядываетесь с особым волнением?

– В каждой ступеньке, независимо от названия должности, есть что-то особенное. Конечно же, очень многое для становления дал комсомол. Сейчас БРСМ стремится в основу деятельности положить его лучшие традиции, но время другое… Хотя действия организации заслуживают как похвалы, так и поддержки. У молодежи сегодня масса возможностей проявить себя. А тогда ничего другого не было вообще, но именно комсомол способствовал раскрытию в человеке хороших качеств, в том числе лидерских и организаторских. И многие прошедшие эту школу жизни по-прежнему в строю и продолжают находиться в первых рядах нашего государства. Сердцем точно не стареют! Вот говорю это и вспоминаю имена: Александр Хандогин, Василий Драговец, Владимир Дражин, Валерий Казакевич, Елена Сиволобова, Анатолий Тозик, Вячеслав Радомский, Алексей Кривденко, Эмилия Луканская, Александр Саламаха, Татьяна Граблевская… Всех назвать не позволит газетная площадь. В свое время довелось работать вместе и с Александром Шакутиным, который совсем не изменился в отношениях, к нему и сегодня можно запросто обратиться за помощью. И получить ее! К слову, замечу, что именно Шакутин создал продюсерский центр «Спамаш», который поддерживает молодых талантливых исполнителей.

– То есть 29 октября – день рождения комсомола – для вас по-прежнему праздник?

– Всегда был и будет. Мы стараемся в этот день встречаться или хотя бы перезваниваться. Пользуясь случаем, через ваше издание поздравляю всех комсомольцев!

Успех? Результат!

– Говорят, Владимир Павлович, что вам не нравится слово «успех» и вы заменяете его словом «результат». Почему?

– «Успех» – слово хорошее, но успех является залогом достигнутого результата. Можно созидать, творить и не добиться результата, не придет успех. Не будет оваций, и софиты, которые постоянно направлены на сцену, не помогут завоевать авторитет зала… Любая работа должна чем-то определяться. Если это большая премьера, то это прежде всего результат большой слаженной работы всего коллектива. Я в театре не делю цеха на творческие и нетворческие. Вспомогательных служб в театре не бывает, все люди в силу своих навыков и обязанностей совершают одинаково важную работу. Даже без машиниста сцены спектакля не будет! Без помощника режиссера спектакля не будет! Управлять сценой так же сложно, как космическим кораблем. Опера становится зрелищной, с эффектами. Раньше люди ходили слушать оперу, а теперь к нам приходят ее смотреть.

В минувшем сезоне наш коллектив показал почти 500 спектаклей. На этот год запланировано не меньше. И мы сделаем все для того, чтобы каждый театральный вечер стал для наших зрителей неповторимым в эмоциях и чувствах.

Еще материалы рубрики:

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Цветущие яблони – символ молодости, а плоды – символ успехов союза молодежи

ГЛАЗА В ГЛАЗА. А. Якобсон: «Жизнь – это долг, который надо исполнить»

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Директор детского хосписа: «Мы уже больше можем учить, чем учиться»

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Наталья Кочанова: обращения граждан помогают увидеть реальную картину

ГЛАЗА В ГЛАЗА. Владимир Дражин – о дипломатии и гольфе

ТОП-3 О МИНСКЕ