Год культуры письма

Дмитрий Исайчук
Автор материала:
Дмитрий
Исайчук

Одни на ошибках учатся, а другие ошибкам учат

Приходится констатировать, что безграмотность все чаще встречается в наше время. Понятно, что во многом это произошло из-за развития информационных технологий и повального увлечения смартфонами. Быстро-быстро тыкая пальцами в клавиатуру на небольшом экране, легко промахнуться и нажать не на тот символ. Тем более если знаешь, что адресат на досадную ошибку не обратит внимания. Подумаешь, вместо «мама» набрал «маам», с кем не бывает. Или доверишься работе автокорректировщика при наборе сообщения. Со временем такие описки стали нормой. К ужасу – распространились.

В Интернете некоторое время назад даже было принято нарочно писать с АшиПками, не соблюдать пунктуацию. Так веселее читать. Это привело к тому, что безграмотность восторжествовала. Посмотрите вокруг, особенно на рекламные объявления. В них предлагают «красную ирку слабосаленую», «починку сантехника», «услуги трезвых грусчиков» и прочие несуразности. Найти ошибки можно как в красочных рекламных буклетах, размещенных в общественном транспорте, так и на приклеенных на остановках и столбах листках с отрывными номерами телефонов. С одной стороны, смешно, с другой – повод хорошенько задуматься над тем, нужны ли рекламные продукты или услуги от таких безграмотных рекламодателей?

Найти примеры такого антипиара очень легко в Интернете. Многим уже опостылела безграмотность, они фотографируют подобные объявления и выставляют на всеобщее обозрение. Набирает популярность «скрин». Это когда сохраняют фрагмент переписки с безграмотной фразой или комментарием и затем выкладывают в соцсетях. Пользователи хохочут над такими перлами, соревнуются в остроумии и острословии в комментариях. Это прекрасная защитная реакция общества на назревающую проблему.

Особенно пестрят ошибками интернет-СМИ. В отличие от газет, в их штате нет корректоров, которые «с лупой и словарем в руках» выискивают в подготовленном к печати тексте описки, ошибки, нестыковки и проверяют правильность пунктуации. Гораздо дешевле заплатить создателям сайта за специальный код, который позволит читателям сообщать технической службе об обнаруженных погрешностях. Присмотритесь, на многих сайтах внизу, под материалом есть маленькая строчка «При обнаружении ошибки выделите текст и нажмите…». После этого в выскочившем окошке нужно написать, что и где неправильно. Это известие будет доставлено сотрудникам интернет-СМИ, и они, если читатель оказался прав, тут же внесут исправления. Благо это секундное дело. В отличие от уже напечатанной статьи в любой газете. Ведь что написано пером, не вырубишь топором. Конечно, ошибки бывают и в печатных СМИ. Но за них приходится отвечать по всей строгости: извиняться перед читателями, публиковать опровержение, допустившим промашку авторам и корректорам порой страдать материально.

В Интернете иначе. Посетители сами укажут ошибки, их оперативно исправят и все забудут. Но, очень надеюсь, Год культуры внесет свои незапланированные правки. Ведь читатель должен не только получать «жареный» контент, но и учиться. В том числе грамотному письму. Понимаю, что хочется быстрее конкурентов выпустить в эфир срочную новость. Только из-за этой скорости можно получить не желаемые тысячи просмотров, а тысячи едких комментариев, бичующих неграмотность автора и редакторского коллектива. Пользователи успеют сохранить и растиражировать этот ляп, даже если его быстро исправили. Необходимо выпускать качественный продукт. Пусть информация появится на минуту позже, но без ошибок. Ведь читатель это заметит, а затем и сам, надеюсь, станет требовательнее к качеству своей переписки.

Самое читаемое