1200 90

ГОД МАЛОЙ РОДИНЫ. Из Минска – с любовью

Минчане возвращают малой родине ее значение, историческое величие, блеск, имя. Восстанавливают наследие либо создают новые культурные ценности. Уехав из деревни, села, местечка, городка, где родился, провел детские, юношеские годы, сделав карьеру в Минске, человек в какой-то момент ощущает острую потребность вернуться, чтобы отдать долг, ощутить под ногами почву. Бывает так, что и коренной минчанин переезжает в сельскую местность, там начинает свое дело, поднимает местную «целину»…

Сегодня мы расскажем о некоторых таких людях.

Иван Печинский

Ivan Pechinskiy copy

Гродненская область, Новогрудский район, поселок Любча

Иван Антонович родом из этой деревни. Судьба бросала по всему Советскому Союзу. Наконец обосновался в Минске. А когда приехал в Любчу на встречу по случаю очередного юбилея окончания школы и разговорился с бывшими одноклассниками, сердце заболело: местный замок, которым гордились, который в детстве облазили, каждый камушек знали, разрушается. Прозвучало: эх, восстановить бы хоть одну башню замка! Но от слов к делу перешел только он. Поддержали, подставили плечо брат и несколько местных жителей.

Lyubchanskiy zamok 1 variant

Любчанский замок на Немане известен со второй половины XVI века. Инициатором строительства стал владевший Любчей Ян Кишка, влиятельный магнат и вельможа Великого княжества Литовского. Одним из владельцев был Януш Радзивилл.

Уже восстановлены две башни. Вначале работы оплачивал сам Иван Печинский — из доходов своего бизнеса. В благородном деле ему стали помогать столичные банковские структуры, Министерство лесного хозяйства. Замок уже посещают туристы и тоже предлагают финансовую поддержку. Работают волонтеры.

Восстанавливаем всем миром, — говорит Иван Печинский, директор благотворительного фонда «Любчанский замок».

Лина Цивина

Lina TSivina copy

Минская область, Молодечненский район, хутор вблизи деревни Городок

Мы приехали к Лине Иосифовне на мастер-класс. Вошли в горницу, а там… Два стола яств. Домашние колбасы, нежнейший творог…

Пока не отобедаете, за керамику не возьмемся, — улыбнулась нам радушная хозяйка.

Из Минска Лина Цивина, известный столичный художник и керамист, вместе с мужем керамистом Францем Станиславовичем уехали в 2006 году. Создали арт-агроусадьбу «Традиции и современность». Хутор купили крепкий. Там один только погреб, возведенный «за польским часом», что твои хоромы. Дом и прилегающие угодья… Ко всему художники приложили руки и сердце. Сегодня их хутор — один из культурных центров района. Частые гости — студенты из Германии. Приезжают также литовцы, поляки, россияне… Арт-агроусадьба участвует в социальных программах. Так, в 2015 году здесь отдыхали женщины, ставшие жертвами семейного насилия. Лина Цивина принимает туристов, проводит с ними мастер-классы по керамике. Сюда едут художники на пленэры. Лина Иосифовна много работает с детьми, для них создана своя программа. Вместе с хозяевами агроусадеб «Барский уголок» в деревне Большие Бакшты и «Сова» в деревне Декшняны прокладывает туристический маршрут «Дорогами штэтлов».

Василий Фролов

Vasiliy Frolov copy

Минская область, Воложинский район, деревня Борок

У Василия Алексеевича и прадед, и дед, и отец — все были пчеловодами. Сам тоже рос на пасеке. Окончил геофак БГУ, преподавал в одной из минских школ, но навыков семейного дела не терял — пасека была в деревне у тестя. Много лет в голове крутилась идея создать музей пчел. Поделился замыслом с друзьями однокурсниками, которые работали в турфирмах. В ответ услышал: а что, перспективный проект! Ты развертываешь музей, рассказываешь о пчеловодстве, его истории, практике, а мы к тебе привозим экскурсантов.

Хорошо сказать! А сделать?! Место должно быть красивое, тихое, без экологических проблем. И чтобы рядом пролегали туристские маршруты, имелся удобный подъезд. Еще Василию Алексеевичу и его супруге Алле Владимировне хотелось, чтобы поблизости находились детские оздоровительные лагеря… В общем, вариант искали долго. Совпали все условия только в деревне Борок.

muzey pchel 2 variant

Корреспонденты агентства «Минск-Новости» бывали в агроусадьбе Фроловых. Одно слово — впечатляет. Отличный музей пчеловодства, интересные рассказы хозяина, угощения — мед, пчелопродукты. И все прелести лета в деревне при полной городской цивилизованности. (Василий Алексеевич, посмеиваясь, вспомнил: когда купили дом, он первым делом оборудовал в нем теплый туалет.) Отдохнуть в агроусадьбу «Мир пчел» приезжают не только белорусы. Даже из Австралии тут были гости! Проект Фроловых локомотивом потянул за собой другие, параллельные. И вот уже приходят к Фролову люди, предлагающие заложить плантации лекарственных трав: мол, будут к вашему меду наши целебные чаи. У кого-то есть замыслы, связанные с конными прогулками. Местным нравится, что туристы берут домашние продукты — творог, овощи. В агроусадьбу регулярно приезжают артисты, устраивают концерты, а это развлечение для всей округи. Опять же дети к хорошему занятию приобщаются. В планах у Фроловых — развитие, скажем так, медицинского направления, под контролем врачей. Сон на ульях, апитерапия. Одна хорошая идея всегда дополняется новыми, были бы голова, руки и желание.

Константин Качан

Konstantin Kachan copy

Город Новогрудок

Физик-лирик: Константин Качан окончил физфак БГУ, а в конце 1970-х стал брать уроки живописи и увлекся ею. Спустя 45 лет решил вернуться в родные края (художник родился в деревне Лавришево Гродненской области, недалеко от Новогрудка). Купил здание XIX века в аварийном состоянии. Построил на этом участке усадебный дом по проекту архитектора Леонтия Зданевича и в 2014 году открыл там картинную галерею. Здесь же находится и мастерская художника.

Kartinnaya galereya Konstantina Kachana

Мне помогает бог, — в шутку, а скорее всерьез Константин Иванович отвечает на вопрос о деньгах.

Когда человек окрылен мечтой, деньги находятся. Картинная галерея расположена у легендарной Замковой горы, поэтому ни один экскурсант не проходит мимо красивейшего здания. Экскурсии по галерее, где находятся работы самого Константина Качана, а также сменные экспозиции, водит не только художник, но и его жена Жанна Борисовна. Она собрала уникальную коллекцию изделий стеклозавода «Неман».

Усадьба Константина Качана — добрый дом для добрых людей, творческих личностей. Он стал в Новогрудке местной достопримечательностью.

Борис Цитович

Boris TSitovich copy

Минская область, Вилейский район, деревня Забродье

Забродье стало известно далеко за пределами Беларуси своим музейно-этнографическим комплексом, посвященным Первой мировой войне. Создатель — художник Борис Борисович Цитович. Правая рука во всех делах — супруга Валентина Петровна. Бориса Цитовича уже сейчас называют человеком-легендой. Он лауреат президентской премии «За духовное возрождение».

А начиналось все в 1970-е. Цитовичи были тогда молодой парой. Кстати, люди городские, дети военных, родились вне Беларуси. Почему решили сменить столичный комфорт на деревенское существование? Здесь не тот случай, когда дела не шли, вот и решили все бросить. Наоборот. Как художник Цитович был в Минске весьма востребован, на недостаток заказов пожаловаться не мог, Валентина Петровна работала на телевидении. Говорить надо о соображениях творческих, духовных.

V muzee Borisa TSitovicha

Родственник подсказал: в Забродье на Вилейщине продается дом. Приехали и ахнули, пораженные красотой и энергетикой этих мест. Лес, речка Нарочанка… Подкупило и то, что небольшое Забродье — полтора десятка дворов — не было брошенной деревней. Досмотренные хозяйства, огороды, скотина, все аккуратно, лишняя трава покошена, дома можно оценить как добротные, основательные. Народ здесь всегда жил крепкий, умный. Тот дом, в котором Цитовичи живут сейчас, строился еще в 1919-м.

Как осваивались с сельским бытом? Борис Борисович смеется: да как-то всё само собой. В молодости многое воспринимается проще.

Однажды в лесу он наткнулся на заброшенное кладбище. Местные пояснили: лазаретное, времен Первой мировой. В советские годы про эту войну не то чтобы молчали, просто она считалась эдаким второстепенным историческим обстоятельством, способствовавшим революции, и только. Чего углубляться — «Царская война», «империалистическая». И тут наш разговор перешел на очень важную для собеседника тему. Что отношение к героизму предков не должно зависеть от политической конъюнктуры. Что мужество солдат Первой мировой и Великой Отечественной — явление одного порядка. Что эти войны равно достойны памяти.

Недалеко от Забродья — Сморгонь. В Первую мировую — «русский Верден». В 1915-1917 годах здесь было многомесячное противостояние, борение с германскими войсками. Остатки давних окопов, блиндажей, полевых укреплений… Борис Борисович заболел этой темой.

Если в Сморгони сегодня видим величественный мемориал, посвященный героям и жертвам Первой мировой, то музейно-этнографический комплекс, созданный Цитовичами в Забродье, — его логическое продолжение. По сути, это уникальный музей с артефактами Первой мировой, которые художник собирает по округе. Стараниями семьи Цитович воздвигнут памятник павшим у деревни Русское Село. На местах былых боев ставят памятные камни. Скоро в Забродье появятся необычные экспонаты — железнодорожные вагоны, госпитальный, штабной, такие как в те годы…

Мемориал не государственный. Но и частным его Борис Борисович не называет.

Нас целая группа единомышленников, — говорит он.

Деньги? Что-то сам с друзьями вкладывает, чем-то спонсоры помогают. Особо отметил поддержку со стороны АО «Нарочанские зори». В Забродье проходят военно-исторические реконструкции, 9 Мая организуется акция «Войны две — память одна», когда поминают жертв обеих войн. И каждый раз съезжаются сотни человек. Хотя никаких оповещений Цитович не рассылает: работает народное радио. Ведь дело, которым он занимается, святое и нужное. А память, как лампада: если поддерживать огонек, он не гаснет.

P.S. …А еще хотелось рассказать о Феликсе Янушкевиче, художнике, реставраторе, искусствоведе, который вместе с братом Валерием основал в родном Ракове арт-галерею. Под Раков, в деревню Хоружи, много лет назад переехали знаменитые художники Игорь и Елена Бархатковы. Будучи коренными минчанами и объездив в поисках творческого вдохновения пол-Европы, приняли решение поселиться в белорусской глубинке и работать на ее благо.

Заслуживает отдельного разговора Андрей Запольский — крупный минский предприниматель, который вложил миллионы долларов в парк-музей интерактивной истории «Сула» в Столбцовском районе, стал победителем конкурса «Лучший пример охраны историко-культурного наследия» (2013 год). Несколько лет назад в Налибокскую пущу уехал из Минска Андрей Титов: его семья занимается органическим сельским хозяйством. Держат птиц, камерунских коз, заложили плантацию абрикосов…

Впрочем, Год малой родины только начался. Расскажем!

Подготовили Светлана ШИДЛОВСКАЯ и Сергей НЕХАМКИН

Еще материалы рубрики:

ГОД МАЛОЙ РОДИНЫ. Скульптор Александр Шатерник

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора