«Голубой карбункул». Первый цветной фильм о Шерлоке Холмсе, на съемках которого в Минске случился скандал

На съемках в Минске режиссер стал разлучником семьи Бориса Галкина и звезды ленты «Доживем до понедельника» Ирины Печерниковой. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

Катарина, горничная графини Моркар, не против связать свою судьбу с лакеем Джеймсом. Но у девушки есть условие: влюбленный Джеймс должен украсть голубой карбункул у ее хозяйки, чтобы их молодая семья имела капитал на открытие своего дела. После кражи камень дают проглотить одному из дворовых гусей. Но потом путают птиц и не могут найти драгоценность. Дело расследует сам Шерлок Холмс…

Мы первые

Первой экранизацией в СССР произведений Артура Конан Дойля стал черно-белый телеспектакль «Собака Баскервилей», снятый в 1971 году Центральным телевидением. Шерлока там играл Николай Волков. Ватсона — Лев Круглый. Вскоре он эмигрировал на Запад, работал директором на радио «Свобода», поэтому телеверсию с его участием предали забвению.

Анатолий Делендик

В 1979-м режиссер Игорь Масленников в Ленинграде снимал картину о Шерлоке с Василием Ливановым в главной роли по мотивам рассказа «Пестрая лента» и повести «Этюд в багровых тонах». В те же дни в Минске шла работа над фильмом по мотивам рассказа «Голубой карбункул». Белорусская лента появилась в эфире Центрального телевидения раньше ленинградской на три месяца. Поэтому фактически считается первой в СССР цветной картиной о Холмсе. Читающая публика, ждавшая от нее канонической версии произведения, была разочарована. Приверженцы неожиданных решений остались в восторге — белорусские авторы превратили рассказ, давно ставший классикой, в комедийный мюзикл, где Шерлок и Ватсон запели! Автор сценария Анатолий Делендик вспоминал:

Николай Лукьянов

— Как все в юности, я увлекался произведениями Конан Дойля и рассказ «Голубой карбункул» не считал удачным. Но когда сам стал писать сатирические произведения, вдруг понял: в нем заложена классическая комедия положений. Драгоценность в гусе — это как бриллианты в двенадцати стульях. Вокруг этого можно создать много комичных ситуаций. Поделившись идеей с редакторами нашей студии, я взялся за сценарий. Он получился очень смешным. Но мюзикл в литературную основу не закладывал. Это всё дело рук режиссера Николая Лукьянова. Его идея. Я был против, но он так видел и был уверен в конечном результате.

С риском

В 1977 году после окончания ВГИКа в Минск приехали три молодых режиссера: Александр Ефремов, Николай Лукьянов и Сергей Сычев. В качестве дебюта они сняли фильм «В профиль и анфас» из трех новелл по произведениям Василия Шукшина. Лукьянову досталась новелла «Волки». Теперь ему предстояло создать свое первое полнометражное кино. Режиссер всегда был музыкален, писал собственные песни, являлся автором музыки к девяти спектаклям. Но превращать в начале карьеры произведение Конан Дойля в музыкальный гротеск — смелое решение.

— Делать из классического устоявшегося детектива мюзикл начинающему режиссеру — это вызов и большой риск, — вспоминал С. Сычев, однокурсник Николая. Еще нужно учесть, что мюзиклы и вообще экранизации зарубежной классики были не в традициях «Беларусьфильма». Поэтому на Лукьянова коллеги смотрели с интересом. Некоторые с состраданием. Были уверены: фильм ждет провал. Но я знал по ВГИКу, что он человек с фантазией. Мы делали с ним этюды на сцене, и он находил выход из любого положения. Я верил, что Коля справится.

Действительно, Лукьянов подошел к делу рационально. Сконцентрировался только на режиссуре. Несмотря на свой музыкальный опыт, не стал рисковать, писать музыку к собственной ленте. Хотя сначала хотел. Пригласил известного московского композитора Владимира Дашкевича. Стихи для песен написал Юлий Ким. Интересно, что Дашкевич был автором музыки и для параллельно снимавшейся ленинградской версии фильма о Шерлоке Игоря Масленникова. Потом он писал музыку для всех последующих его серий.

За двумя Шерлоками

Игорь Дмитриев

Роль Холмса предложили литовскому актеру Альгимантасу Масюлису. В нем были европейский шик и английская сдержанность. Москвич Эрнст Романов сыграл Ватсона. Курьезом стало то, что в середине съемок выяснилось: актер Игорь Дмитриев, исполнявший роль предводителя бандитов, тоже ищущего драгоценный камень, в свободные дни ездит в Ленинград и снимается в картине Масленникова. Там он инспектор Скотленд-Ярда Тобиас Грегсон. Но творческой ревности этот факт у Лукьянова не вызвал. Для него главным было то, насколько профессионально Дмитриев отработает в Минске.

Борис Галкин

Графиню Моркар, у которой украли карбункул, сыграла Валентина Титова. Ее помощницу Катарину — звезда фильма «Доживем до понедельника» Ирина Печерникова. Жениха Джеймса, спрятавшего сокровище в гусе, — Борис Галкин. Появление Галкина в ленте стало неожиданностью. Его амплуа — мужественные военные, офицеры, герои. А тут вдруг роль чудака.

Дуэли запрещены

Съемки проходили в павильонах в Минске.

— Мне было удобно в этом материале, — вспоминал Галкин.  Пел такую песню: «Где ты, гусь мой пернатый, ходишь с этим брильянтом, он не нужен ни мне, ни тебе. Каждый носит свой камень в себе». И вот эта облегченная глупая музыкальная тема выразилась в моей пластике в кадре. В моем персонаже было что-то от одесского хулигана. Я будто нервозно балагурил, а когда карбункул нашли и он достался не мне, упал в обморок. После картины получил много писем. Одни ругались, что я с героических ролей переключился на роли идиотов. Другие радовались, что могу работать и в другом амплуа. Радовался и я.

Ирина Печерникова

Сценарист Анатолий Делендик усомнился, что у Галкина были поводы радоваться:

— Борис Галкин и Ирина Печерникова, снимавшиеся у нас, были семейной парой. И вдруг у Ирины на глазах у всех завязался бурный роман с режиссером Лукьяновым. Борис вел себя достойно. Представляете, каково работать в таких обстоятельствах?

Страсти страстями, но, возвращаясь к ленте, можно утверждать: она отнюдь не затерялась в океане трактовок образа великого сыщика.

— Режиссер сделал кино, похожее на дельфина, плещущегося в море в солнечных лучах, — писал белорусский киновед Олег Сильванович.  И дельфин плывет как хочет: может на боку, а может выпрыгнуть из воды. В картине гармоничное смешение жанров, что удается редко. Поэтому кино долго оставалось на экранах. Тем более музыка и песни в нем отличные.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ