Гордо реет «Буревестник»: как создаются белорусские беспилотники

Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали в РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» НАН Беларуси и посмотрели, кем и как создаются отечественные беспилотные авиационные комплексы.

Без пилота происходит работа

С момента активной работы по созданию беспилотных авиационных комплексов (БАК) прошло всего 7 лет. И уже очевидны успехи: за год в центре собирают 6-8 комплексов разного типа. Большая часть из них экспортируется: в Россию, Вьетнам, Туркменистан и другие страны.

Сегодня беспилотники используются для решения самых разных задач: предупреждения чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений, оползней), охраны государственной границы, отслеживания состояния нефте- и газопроводов, автомобильных и железных дорог, линий электропередач, для поиска пропавших, а также силовыми министерствами и ведомствами для полицейских и военных целей, — говорит директор РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» НАН Беларуси кандидат технических наук Юрий Яцына.

БАК представляет собой сложную роботизированную систему. Она состоит из беспилотного летательного аппарата (БЛА) с автоматическим управлением на борту, наземного пункта управления (за ним сидит оператор, или наземный пилот, осуществляющий наблюдение за БЛА) и каналов связи между ними. БЛА оснащены зачастую необходимыми целевыми нагрузками: оптическими и инфракрасными системами, магнитными датчиками, оборудованием для измерения уровня радиации. Взлетают и садятся дроны в автоматическом режиме.

Создание БАК начинается с математического моделирования изделия: пилотажно-навигационного комплекса, системы управления целевыми нагрузками, непосредственно дрона. Затем специалисты приступают к компьютерному моделированию. Следующий этап — разработка программного обеспечения, — объясняет заведующий отделом системного проектирования и математического моделирования Сергей Пручковский. — После чего на сертифицированном авиационном симуляторе в виртуальной компьютерной среде проверяем, как БЛА работает под управлением нашего пилотажно-навигационного комплекса. И если все оказывается в порядке, приступаем к изготовлению аппарата.

Самое сложное, по мнению специалистов, — заставить дрон самостоятельно анализировать ситуацию. Интеллектуальная составляющая белорусских БАК — математическое и программное обеспечение — абсолютно оригинальна, выполнена сотрудниками центра. 70 % комплектующих и материалов для БЛА тоже отечественного производства.

За 7 лет ни один БЛА не потерпел крушения. Хотя нештатные ситуации, конечно, имели место.

В таких случаях действует автопилот, а если он не справляется, то оператор принимает управление дроном на себя или автоматически выпускается парашют, — поясняет начальник сектора программного обеспечения Андрей Наумёнок.

При создании беспилотников не обходятся без использования уникальных высокоточных станков. Фрезерно-гравировальный с ЧПУ Stealth 2040 вырезает необходимые детали; 3D-cтанок c ЧПУ Shpinner MVC 1600 обрабатывает материалы.

3D-cтанок c ЧПУ Shpinner MVC

Но собираются БЛА, как повсюду в мире, вручную.

Техник 1-й категории Виталий Самович работает в центре 4 года, а летательными аппаратами занимается всю жизнь.

На каждом этапе осуществляется жесткий контроль качества.

Окрыленный коллектив

Коллектив центра — это порядка 70 человек: математики, конструкторы, программисты, техники.

В Беларуси, увы, нет традиционной школы авиационных конструкторов и дизайнеров, — отмечает Ю. Яцына. — Выпускники МАИ (Московского авиационного института) и Харьковского авиационного института у нас наперечет: они помогают обучить непрофильных инженеров, которые окончили БГУИР, БНТУ, БГУ. К счастью, много молодежи, мотивированной освоить новое перспективное направление.

В преимущественно мужском коллективе есть и женщины.

Среди них — ведущий инженер-конструктор Ирина Степановна Тарасевич

Техника поднимается в небо, а человек управляет ею, оставаясь на земле. То, что еще недавно воспринималось как фантастика, сегодня уже реальность. И творят эту реальность талантливые, увлеченные, влюбленные в свое дело люди. Окрыленные, одним словом.

Белорусские беспилотники представлены

Семейство БАК видео-мониторинга местности:

«Бусел М» с радиусом действия 25 км;

«Бусел М40» с радиусом действия до 50 км;

«Бусел М50» с радиусом действия до 70 км.

«Бусел»

БАК дальнего действия для мониторинга местности «Буревестник» весом до 240 кг, радиусом действия 290 км и скоростью 80–120 км/час.

БАК дальнего действия специального назначения «Буревестник МБ» весом 300 кг, с радиусом действия до 300 км, летающий со скоростью 150 км/час.

«Буревестник МБ»

БАК экологического мониторинга (БАК ЭМ) на базе дирижабля радиусом действия до 50 км: они предназначены для высокоточной съемки местности, решения экологических задач, охраны заповедников, составления карт, схем лесных массивов.

БАК экологического мониторинга (БАК ЭМ) на базе дирижабля

Находится в разработке новый беспилотник весом 600 кг, радиусом действия до 300 км, пока не имеющий названия.

Новый беспилотник весом 600 кг, радиусом действия до 300 км, пока не имеющий названия.

Ведутся разработки БАК квадрокоптерного типа.

Фото Елизаветы Добрицкой

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое