Госконтроль проверит исполнение бюджета столицы за 2012–2014 годы

По каким поводам стоит обращаться в госконтроль, почему специалисты работают в паре, меняется ли количество выявляемых нарушений – об этом говорим с первым заместителем председателя Комитета государственного контроля (КГК) Республики Беларусь Иваном Романовичем.

До недавних пор Иван Петрович Романович был начальником главного управления контроля по городу Минску КГК, а в новой должности утвержден как раз в день нашей беседы. Поскольку к новым обязанностям он только приступает, разговор затронул в основном его прежнюю епархию – столичное управление.

– В начале года принято подводить итоги прошедшего. Расскажите, пожалуйста, какие выводы напрашиваются по результатам проверок? Меняется ли количество нарушений?

– В 2014-м главным управлением проведены 37 проверок, а также 16 мониторингов. По сравнению с 2013 годом количество проверок уменьшилось на 30 %. Но в то же время их более высокая эффективность позволила увеличить размер взысканных в бюджет денежных средств в 1,6 раза, а сэкономленных, предотвращенных выплат государственных средств – на 3 %. На одного работника главного управления в среднем приходится более 17 млрд рублей, взысканных в бюджет и сэкономленных государственных средств. Однако косвенно это говорит о том, что все же количество нарушений остается значительным.

– А какие направления курируют сотрудники главного управления?

– В структуру входят управление контроля за работой отраслей хозяйства (промышленность, транспорт и связь, дорожное хозяйство); управление контроля строительства и жилищно-коммунального хозяйства; отдел контроля бюджета и местных органов; отдел контроля государственной собственности. Мы проверяем исполнение местного бюджета, сохранность и использование республиканской и коммунальной собственности, соблюдение законодательства органами местного самоуправления, организациями и индивидуальными предпринимателями.

– Нередко люди, желающие решить свою проблему, обращаются в КГК как в последнюю инстанцию. Но у вас ведь есть четкие полномочия. Давайте озвучим компетенции КГК…

– Это государственный контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, парламента, правительства страны и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. А также иные вопросы в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

– Расскажите, с чем в основном связаны жалобы населения в вашу организацию и как меняется их количество.

– Тематика обращений выглядит так: на первом месте жилищные вопросы – 44 %, на втором – коммунально-бытовые и связанные с благоустройством – 18 %, далее идут обращения, связанные с деятельностью предприятий и организаций, исполнительной власти, и другие. По-прежнему велика доля писем, не относящихся к компетенции органов КГК. Поэтому из 4.819 обращений, поступивших в центральный аппарат госконтроля в прошлом году, 3.667 были направлены для рассмотрения в иные государственные органы, часть из них взята на контроль.

Надо сказать, что при общей тенденции к сокращению количества обращений все же не иссякает поток вопросов, связанных с работой ЖКХ и коммунально-бытовой сферой. Их число по Минску, как и по республике, в прошлом году даже выросло. Минчан волнуют содержание и ремонт жилфонда, плата за жилищно-коммунальные услуги, состояние социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт). Однако, как правило, такие вопросы находятся вне нашей компетенции, поэтому мы их адресуем другим организациям. В значительной степени такие обращения обусловлены невнимательным и безответственным отношением местных органов власти и профильных организаций к проблемам граждан.

– Одна из форм работы КГК – проведение прямых линий с населением. Как часто они организуются и как определяется их тематика?

– В прошлом году они проходили трижды: в администрациях Партизанского и Заводского районов и в УКС Мингорисполкома. Две первые не ограничивались определенной темой, мы в целом хотели узнать, есть ли жалобы на работу местных органов. Последняя прямая линия проводилась по вводу и заселению домов-долгостроев. Были собраны представители всех УКС районных администраций, чтобы оперативно решать поднимаемые вопросы. Главная цель таких мероприятий – чтобы чиновники, специалисты местных органов власти и организаций повернулись лицом к людям, к их проблемам.

– Какие плановые проверки ожидаются в Минске в этом году?

– Намечена комплексная проверка планирования и исполнения бюджета столицы за прошлые годы (2012–2014-й) – законности и эффективности использования средств по всем направлениям. Также мы довольно давно не рассматривали использование средств господдержки реального сектора. Например, выделение бюджетных ссуд или займов на реализацию инвестиционных и инновационных проектов. Поэтому такая тема тоже в наших планах. Не будут обойдены вниманием и вопросы эффективности использования государственного имущества, включая земельные ресурсы, соблюдения законодательства при осуществлении усадебной застройки в Минске, своевременности и полноты поступления в бюджет средств граждан за приватизированное жилье.

– Иван Петрович, какими качествами должны обладать сотрудники комитета, какое образование необходимо контролеру, ведь требования к нему предъявляются особые?

– Если человек курирует, например, строительство, то желательно иметь профильное техническое образование, при этом не лишними будут и экономические знания. В других подразделениях чаще всего ищем специалистов с экономическим дипломом и опытом работы в ревизионных или контрольных органах, налоговой инспекции, органах госуправления. Обязательно проводим собеседование. Не все его проходят. Честность, порядочность, нетерпимость к расточительству, бесхозяйственности (равно как и к их виновникам) – главные качества, которыми должны обладать работники Госконтроля. В такой работе много соблазнов. Своим сотрудникам всегда твержу: не исключено, что вас попытаются провоцировать, искушать, может быть, даже подкупать. Поддадитесь –потеряете все: репутацию, семью, свободу. Чтобы минимизировать возможные провокации, на проверяемый объект всегда идут два человека.

– Работают на пару, прямо как в американской полиции.

– Есть что-то общее. Привык, «благословляя» на проверку, без устали повторять коллегам: нам запрещено то, что можно другим. Мы должны быть скромными, вежливыми, чтобы нас не в чем было упрекнуть, но в то же время требовательными и принципиальными к нарушителям.

Самое читаемое