Гулять в форме, а в театр — с разрешения директора. Особенности дореволюционного образования

Современное образование, в отличие от того, что было в XIX в., отличается гибкостью и лояльностью по отношению к ученикам. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил, как учились в гимназиях в позапрошлом веке: почему ученикам нужны были билеты в театр, вклеенные в дневник, какие мероприятия разрешалось посещать и что грозило нарушителям жестких правил.

Выпускной

В наше время юноши и девушки прощаются со школой в первый месяц лета. Торжественное собрание в актовом зале, вручение аттестатов, встреча рассвета. Но раньше, 175 лет назад, все проходило иначе. 26 сентября 1846 г. минская губернская гимназия сияла чистотой и пестрела праздничным убранством. В этот день торжественно завершали годичный курс обучения.

С 9 до 11 часов утра воспитанники гимназии православного и римско-католического исповеданий слушали божественную литургию: первые в домовой архиерейской церкви, а вторые — в римско-католическом соборе.

В истекшем 1845/1846 учебном году в гимназии обучались 448 учеников. 15 покинули учебное заведение «по разным обстоятельствам». Зато выпустились 48 воспитанников. Из них 19 получили право на чин 14-го класса. Это низший класс чиновников в Российской империи, позволявший приступить к работе в различных государственных ведомствах и учреждениях и начать восхождение по карьерной лестнице. Анатолий Чарноцкий и Адольф Савич награждены серебряной, а Петр Ольчиневич — золотой медалью. Все выпускники Минской мужской правительственной гимназии могли попробовать поступить в университеты Российской империи или зарубежные.

В дореволюционное время к занятиям приступали в августе. Каждый регион выбирал дату начала учебы в зависимости от сельскохозяйственного сезона. В Минске к учебе приступали на следующей неделе после праздника Успения Пресвятой Богородицы, отмечавшегося по старому стилю 15 августа. Так почему только в конце сентября проводили торжественный выпускной, на который приезжали новоиспеченные чиновники и студенты? Дело в гимназической солидарности. Курс обучения тогда длился всего 4 года. За это время из сотни новеньких отсеивалось около половины, а то и больше, студентов. Многие из почти полутысячи гимназистов не справились или не смогли явиться по уважительной причине на переводные или выпускные экзамены. Для них экзамены переносили на время «после каникул». Таким образом, к середине сентября стала полностью ясна картина, кто выпустился или перешел в следующий класс, а кто отчислен или остался на второй год. Поэтому, чтобы проэкзаменованные в новом учебном году не оказались оторваны от тех, кто сдал экзамены в июне, торжество проводили в нейтральную дату.

В первый класс

Сегодня в младшую школу принимают с минимальными знаниями и умениями. Писать, читать и считать научит первая учительница. Но такого бы точно не произошло 150 лет назад. У будущих прогимназистов, аналога современных младших школьников, принимали вступительный экзамен! Чтобы в 1871 г.поступить в прогимназию, ученик рассказывал приемной комиссии (состоящей из руководства) первоначальные молитвы в зависимости от вероисповедания. Затем демонстрировал навыки чтения и письма по-русски, считал до 1 000, а потом решал примеры на сложение и вычитание над двузначными и трехзначными числами. Поэтому многие родители предпочитали сэкономить — вместо обучения в прогимназии нанимали на дом наставников. Чаще всего это были ученики средних или старших классов гимназии. Их услуги выходили в разы дешевле. Распространенным способом оплаты было бесплатное питание. Обычно так поступали те домовладельцы, у кого ученики снимали комнату.

Домашнее обучение позволяло получить минимальные знания, необходимые для поступления в первый класс гимназии. Будущий гимназист в возрасте до 10 лет уже обязан был дополнительно знать главнейшие утренние и вечерние молитвы, важнейшие события священной истории Ветхого и Нового завета. Уметь читать текст, напечатанный гражданским шрифтом на русском языке, и пересказывать прочитанное, читать по церковно-славянски, писать по-русски под диктовку, пусть и с ошибками. Обладать умениями умножать и делить целые числа. Кстати, в первой половине XIX в. счет классов шел наоборот. Дети поступали в 4-й класс, а выпускались в 1-м. Так что юноши с гордостью говорили, что они первоклассники! После реформы 1864 г. учеба стала восьмилетней, а отсчет начинался в привычном для нас порядке, от 1-го класса и выше.

Гимназисты в обязательном порядке изучали русский язык и литературу, немецкий и французский языки, латынь, естествоведение, историю, географию, основы философии, алгебру, геометрию, тригонометрию, физику, химию, космографию, психологию, законоведение и закон Божий. Кроме того, были и необязательные предметы: гигиена, музыка, живопись, черчение и гимнастика, а также специальные уроки для юношей и девушек, например, военная подготовка и рукоделие.

В 1913 г. в Минске были две мужские и пять женских гимназий, два училища, коммерческое училище, две женские прогимназии и духовная семинария. Из них одна мужская и три женские гимназии, а также одно училище и прогимназии были частными.

Ваше благородие, господин учитель

Во всех гимназиях Российской империи, как мужских, так и женских, до революции действовали «Правила для учеников гимназий и прогимназий ведомства министерства народного просвещения», утвержденные 4 мая 1874 г. Они регламентировали всю жизнь дореволюционного гимназиста, как в стенах учебного заведения, так и вне его! В правилах, состоящих из 8 глав и 72 пунктов, 6 глав посвящены именно обязанностям ученика.

Современному родителю трудно представить, что почти каждый шаг их чада в дореволюционное время был прописан. Например, в учебные дни рекомендовалось ученикам, начиная с 3-го класса, по возможности вставать в 6 часов утра и ложиться спать в 10 часов вечера, чтобы спать не более и не менее 8 часов. «Заниматься приготовлением уроков с половины седьмого часа утра до времени, когда понадобится идти в гимназию или прогимназию». Главное — успеть не на первый урок, а на молитву перед учебным днем. Текст молитв «Пред учением» и «После учения» всегда был с гимназистом: напечатан на первых страницах дневника в четырех вариантах для учеников разных вероисповеданий. В гимназии вместе обучались христиане, иудеи, мусульмане. Но молились они раздельно. Православные собирались в гимназической церкви, а католики, иудеи и мусульмане молились в разных классах.

После учебы час отводился на дорогу домой. Ученики могли немного поиграть на улице. Не заходя домой, чтобы переодеться. Пункт 39 гласил, что «Вне дома ученики обязаны быть всегда в одежде установленной формы, и положенные для них полукафтаны должны быть застегнуты на все пуговицы. Ношение длинных волос, усов и бороды, а равно излишних украшений, как, например, колец, перстней и пр., а также тросточек, хлыстов, палок — воспрещается».

Желательно вечером минимум на 3 часа засесть за выполнение домашнего задания. Тем более что для гимназистов в 20:00 наступал комендантский час. С этого времени им запрещалось выходить из дома без сопровождения родителей. За соблюдением этого правила следили не только патрули из дежурных учителей. Любой представитель правоохранительных органов был обязан остановить мальчишку или девчонку школьного возраста и расспросить. И если перед ним оказывался учащийся — сообщить в учебное заведение о проступках. Или отпустить, если подросток не получал образования, а работал. В дореволюционное время не было обязательного всеобуча.

Больше всего влетало гимназистам, застуканным на увеселительном мероприятии. Пункт 36 запрещал посещать маскарады, клубы, трактиры, кофейни, кондитерские, бильярдные и подобные им заведения, как и всякого рода публичные и увеселительные места, «посещение коих будет признано опасным или неприличным для учеников со стороны ближайшего их начальства». При этом каждый гимназист имел право восемь раз в год сходить в театр. В дневнике были специальные страницы с отрывными билетами. Разрешение на поход давал лично директор! Если он считал, что постановка благонадежная, а ученик примерно вел себя в прошлый раз в зале, то выписывал разрешение. Представьте, что директор мог не подписать билет даже за то, что юноша или девушка просто аплодировали актерам! Запрещено.

Каждый гимназист обязан был быть предельно внимательным на улицах города. Пункт 20 обязывал их при встрече с начальством гимназии или учителями в любом публичном месте поприветствовать их вежливым поклоном, «хотя бы они и не были преподавателями их класса». Зазевался — и завтра утром перед уроками узнаешь о проступке и выписанном наказании. Точно так же гимназисты обязаны были отдавать «должное почтение» местным высшим должностным лицам и духовенству. Учащиеся обязательно знали в лицо губернатора, городского голову, чиновников министерства народного просвещения, попечителей своей гимназии и т. п. При встрече с ними на улице надо было остановиться и, сняв головной убор, поздороваться.

Любое нарушение пунктов «Правил» строго каралось. Положенные наказания тоже были прописаны в «Правилах». Всего было 19 различных наказаний (в зависимости от строгости проступка) и пять дополнительных, для «взыскания с полупансионеров и с пансионеров», вроде стояния за столом во время приема пищи, сидения за особым столом отдельно от товарищей или замены полноценного приема пищи ломтем черного хлеба и водой!

Учащийся мог получить наказание от простого выговора от учителя до отчитывания перед всем классом, от стояния во время урока до карцера «свыше 8 часов и не более как на сутки с содержанием на черном хлебе и на воде как в учебные дни, так и в воскресные и праздничные», от штрафного часа в гимназии после уроков до лишения выходных. Самым строгим взысканием было «удаление из гимназии или прогимназии». Причем, оно тоже делилось по строгости. Самым мягким было «удаление» с правом поступить в другое учебное заведение в городе. Средним по тяжести было «удаление» без права учиться в Минске, но с возможностью получить образование, переехав в другой город империи. Самым строгим — изгнание с оповещением всех учебных заведений огромной страны о том, что проштрафившийся лишен права поступить куда-либо.

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ