«Хочу, чтобы зритель сомневался». Скульптурная инсталляция Константина Селиханова появится в Венеции

Арт-композиция «Выход» скульптора Константина Селиханова и куратора Ольги Рыбчинской будет представлена от Беларуси на Венецианской бьеннале уже с 9 мая, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» авторы.

Одна из старейших в мире и самых престижных выставок современного искусства пройдет в этом году под знаком древнекитайской мудрости: «Чтоб вам жить в интересные времена», перекликающейся с русским: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».

 В национальном отборе участвовали 18 работ. Арт-композиция «Выход», которая попала в финал, изображает пять условных человеческих фигур без лиц, созданных из полимербетона. У каждой свой символ — телевизор, неоновая вывеска или поднос со стаканами, в которых налито молоко. Это классические атрибуты жизни.

Стаканы отсылают к советскому прошлому — такие давали в школьных столовых. Я, в принципе, говорю о времени, из которого вышел, — эпохе СССР. Но не только. Еще и о постсоветском пространстве. Каждый из людей, ощутивших этот перелом, знает, что такое время перемен. Но к чему они привели? Проект «Выход» — это предложение поиска. Решений или ответов. У каждого — своих, — рассуждает К. Селиханов.

 Композиция сопровождается видеорядом и аудио — шумовыми эффектами, которые призваны не отвлекать от сути, а дополнять.

Я хочу, чтобы зритель, разглядывая «Выход», думал, сомневался, искал ответы. Уехать или остаться? Ждать новостей или не думать ни о чем? Отказываться от прошлого? Принять настоящее и все, что происходит вокруг? — отмечает скульптор.

 «Выход» призван вызывать разные эмоции. Нет никакой единой расшифровки произведения. Но, так или иначе, это поиск себя, человека, в нестабильном мире.

К. Селиханов уверен, что проект будет понятен зарубежным зрителям, потому что многие, а это почти пол-Европы, пережили уникальный опыт жизни в советском лагере, а с его распадом — переход из одной общественной парадигмы в другую.

Намеренно использовал в композиции интернациональные элементы, то, что человек может видеть где угодно, — вывески, лозунги. Я не сожалею об ушедшем советском времени, а просто констатирую факт — как ученый, который занимается исследованием феномена времени. Зрители сами пусть решают, грустить им об ушедшем или нет, — говорит К. Селиханов.

Готовить национальный павильон к открытию на бьеннале в Венеции художник поедет сам со своей командой. Площадка небольшая, но выставляться там «Выход» будет в течение полугода. Потом инсталляцию привезут в Минск. Осенью ее обещают показать в Национальном центре современных искусств. Можно ли вписать эти скульптуры в город? Нет, потому что К. Селиханов делает работы для конкретного места, считая, что произведение и территория, в которую оно вписано, тесно связаны.

Рассуждая о том, будет ли узнаваемо в Италии белорусское искусство, К. Селиханов отмечает, что он не занимается фольклором и тем, что с ним связано.

 — В моей работе нет ни орнамента, ни соломки. Это современное искусство, которое говорит на языке мира, и моя цель — рассказать свою правду, а не правду определенного сообщества людей.

Участие в Венецианской бьеннале, по мнению скульптора, это знак активной вовлеченности страны в мировые культурные процессы. А еще способ напомнить, что есть такая страна, Беларусь, говорящая на одном языке с этим миром.

Все расходы на организацию национального павильона взяло на себя Министерство культуры Беларуси. Участие в создании выставки принимали Национальный центр современных искусств Республики Беларусь при поддержке Министерства иностранных дел и Посольства Республики Беларусь в Итальянской Республике.

Фото из архива НЦСИ и Интернета

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое