Холодно в автобусе? Жалуйтесь водителю!

Как должны отапливаться салоны наземного общественного транспорта? Особенно сейчас, в трескучие крещенские морозы.

Конечно, холодно не во всех городских автобусах, троллейбусах, трамваях. Попадаются и довольно теплые. Но мерзнуть пассажирам приходится частенько. Особенно когда в салоне человек 10 – продрогших и съежившихся. То ли дело, когда он набит битком. Вмиг становится теплее на пару-тройку градусов! Впрочем, и в часы пик у меня, например, нередко коченеют ноги, да и все остальное, за те 15 минут, что везет троллейбус по 51-му маршруту от «Детской больницы» до станции метро «Институт культуры». Причем еду «на ощупь» и внимательно слушаю голос «из прекрасного далека», объявляющий остановки, потому что сквозь заледеневшие окна не видны пейзажи утреннего Минска. В таких же условиях не раз приходилось кататься в 45-м и 73-м автобусах, 43-м и 59-м троллейбусах. При этом заметила, что электротранспорт обогревается хуже, даже если система отопления работает. А иногда по салону, если он полупустой, просто гуляет студеный ветер. И немудрено: то и дело попадаются на глаза дыры с кулак в резиновых уплотнителях дверей. А бывает, эти детали и вовсе отсутствуют. Как следствие – сквозняки.

Подобные истории рассказывают коллеги и знакомые, путь которых в центр города к местам работы лежит из других жилых районов. Например, из Серебрянки знакомые предпочитают ехать в наземном транспорте только до метро, а дальше – уже в подземке. Хотя до проспекта Независимости вполне могут и в трамвайчике прокатиться без пересадок. Но, говорят, холодно в трамвайчике. Даже в такую погоду, как была в декабре. Правда, нередко это зависит от того, где расположишься в салоне. Если повезет и пристроишься возле печки, можешь и вспотеть. Конечно, при условии, что обогрев включен.

Словом, невольно на ум приходят мысли вроде «как платим, так и едем». Какую часть затрат компенсируем транспортникам, такую же порцию комфорта получаем взамен. Хотя справедливости ради стоит заметить, что сейчас дела обстоят на порядок лучше, чем раньше, в целом в сфере пассажирских перевозок – не только в части отопления салонов. Но как подтверждают факты, пассажиры и специалисты, есть еще над чем работать.

– Должный уровень культуры обслуживания пассажиров – один из приоритетов в нашей работе, – говорит заместитель главного инженера – начальник производственно-технического отдела КУП «Минсктранс» Евгений Цвирко. – В том числе создание комфортных условий во время поездок, поддержание приемлемой температуры воздуха в салонах городского пассажирского транспорта. Для этого ежегодно весь подвижной состав проходит сезонное техническое обслуживание – мы с лета готовим его к работе в осенне-зимний период. На это направляются значительные денежные средства. Например, в 2013 году затрачено около 14 млрд рублей. Но не надо забывать, что мы имеем дело с техникой и выпускаем на маршруты ежедневно около двух тысяч машин. Отопительное оборудование может выйти из строя прямо на линии. К тому же есть человеческий фактор: обогрев в транспорте водители включают вручную. К сожалению, не все это делают своевременно. А разогревается машина не сразу, и остыть двигатель и салон успевают даже во время простоя на конечной станции. Немало тепла уходит во время открывания дверей каждые 2–3 минуты на остановках.

В Беларуси нет нормативных актов, регламентирующих температурный режим в салонах пассажирского транспорта. Поэтому специалисты КУП «Минсктранс», руководствуясь собственным опытом работы, отопление салонов городских автобусов, троллейбусов и трамваев включают на полную мощность только при понижении температуры наружного воздуха до –5 °С. При этом у пассажиров автобусов «МАЗ» все-таки есть «температурное» преимущество. В осенне-зимний период с 15 октября по 15 апреля независимо от погодных условий салоны автобусов обогреваются постоянно – с использованием тепла от системы охлаждения двигателя, которое распространяется от конвекторов при открытом кране отопления. Это так называемое сезонное включение контуров отопления салонов автобусов. А при –5 °С и ниже вдобавок начинают работать вентиляторы отопителей.

В электротранспорте салоны обогревают электропечи. Включают их при температуре 0…–5 °С на половину мощности или с интервалом в 30 минут – в зависимости от модели троллейбуса или трамвая. А полностью – опять-таки только при температуре ниже –5 °С. Но при этом водители, как правило, в легкой летней одежде. Значит, у них в кабинах прямо Ташкент! А как же? Рулить должно быть удобно и комфортно, от этого зависит наша с вами безопасность. Поэтому не надо им завидовать. А вот предъявить претензии, что вам холодно с ними ехать, стоит. Потому что иной нерадивый извозчик себе может включить печку, а вам – нет.

ТОП-3 О МИНСКЕ