Художник, камень и магия. Как рождается литография в единственной в стране мастерской

Белорусский дом графики появился в начале года на базе мастерской, созданной еще в советские годы. Как рождаются графические произведения, узнали корреспонденты агентства «Минск-Новости».

литографияВ просторных помещениях, которые давно не видели ремонта, стоят печатные станки для литографии и офорта. Когда-то здесь кипела бурная деятельность: печатались книги, плакаты, этикетки, бланки документов, гербовые бумаги в промышленных масштабах, а также произведения искусства графиков. С развитием цифровых технологий литография осталась востребована только художниками. Сегодня молодые энтузиасты возрождают ее.

Литография появилась в конце XVIII века в Германии. Эта техника печати позволяет переносить рисунок с камня на бумагу, — объясняет куратор Белорусского дома графики Светлана Петушкова. Именно она вдохнула новую жизнь в это пространство и горит желанием сохранять и развивать традиции станковой графики. Девушка лихо поднимает и показывает тяжелые плиты с рисунками. Весят они около 20 кг!

Это известняк. У нас 182 таких камня. Советские запасы. Камни используются многократно, — говорит собеседница. Рисунок наносится специальными карандашами. Пришлось самой их делать, в Минске такие не продаются. Раньше покупали в Вильнюсе, но сейчас границы пока закрыты. Мои запасы быстро закончились. По воле случая ко мне обратилась преподаватель химии из полиграфического колледжа. Они со студенткой пишут научную работу по литографии, изучают весь химический процесс. Мы нашли в книгах XIX века рецепты карандашей и стали их варить. Получились слишком мягкие, но я продолжила экспериментировать и вышла на рецепт, который всех устраивает. В составе бараний жир, воск, мыло, шеллак и ламповая копоть. Карандаши варю на благо мастерской, но подумываю о том, чтобы организовать их производство и продажу.

литографияЗаглядываем в комнату, где работают художники. Екатерина Краева рисует летний этюд на камне.

Это моя вторая работа в данной технике. Захотелось попробовать что-то новое. Планирую напечатать 15–20 экземпляров. Можно будет участвовать сразу в нескольких выставках, — делится собеседница.

литографияМихаил Дайлидов по образованию графический дизайнер, но вместо компьютера предпочитает работать с «живыми» материалами.

Процесс создания литографии очень увлекательный, цепочка химических реакций завораживает, — признается парень. — Делаю уже пятую картину. Пишу в основном пейзажи. Пока для собственного удовольствия, потом, может, и в выставках поучаствую.

литография— Это ценный вид искусства. Принтеры и компьютерная графика не заменят этот камень, неповторимую текстуру карандаша. Каждый штрих, каждая царапина имеют особые значения, — вступает в разговор график, преподаватель Академии искусств Екатерина Белявская. Литография дает много возможностей для творчества. В то же время учит более осознанно относиться к работе. Когда наносишь рисунок на камень, ошибки недопустимы. А учитывая, сколько времени и сил необходимо для печати, хочется создавать знаковые произведения искусства.

Она частый гость в мастерской. Говорит, это место для нее глоток свежего воздуха, поскольку здесь можно пообщаться с единомышленниками и реализовать творческий потенциал.

Чтобы показать нам, как же печатают литографии, художник Виктор Савченко специально рисует на камне голову лошади буквально за пять минут.

литография

С этой плитой отправляемся к немецкому станку XIX века, и уже С. Петушкова берется за дело. Сперва наносит на камень азотную кислоту, благодаря которой он и обретет определенные свойства. Одна небрежная капля — и в гриве появилась клякса.

Спешка в работе недопустима. На всю Беларусь три мастера, которые умеют печатать литографию: 84-летний Дмитрий Молотков, который трудится здесь с давних времен и является лучшим мастером в стране, преподаватель в Академии искусств и я. Нашего дедушку пока отправили отдыхать домой из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации, — говорит девушка, пока сохнет кислота. Азы мастерства постигала сама методом проб и ошибок. Училась в Академии искусств на графика. Там литографии не уделялось особого внимания. Да и многие выпускники предпочитают заниматься компьютерной графикой или вообще уходят из искусства в более прибыльные сферы. Поэтому таких печатников раз-два и обчелся. Сейчас договорилась с полиграфическим колледжем, чтобы внесли в учебную программу эту технику. Может быть, кто-то из студентов захочет работать у нас. Помощники нужны.

Светлана смывает кислоту и наносит специальный раствор темного цвета, которым стирает карандаш.

А как же будем печатать? — не могу сдержать удивления.

Смотрите, — легким движением руки она все смывает водой, и образ нашей лошадки проявляется на камне. Чудеса!

Подсушивает феном плиту, наносит на всю поверхность уже черную типографскую краску и потом льет воду. И снова чудо: камень словно отталкивает краску в тех местах, где нет рисунка, а само изображение остается черным.

Теперь все готово к печати. Бумагу предварительно замочила, — поясняет мастер и кладет мокрый лист на камень и отправляет его под пресс. Пара секунд — и напечатанная лошадка уже смотрит на нас. Осталось только высушить картину.

Каждый оттиск является оригиналом. Это не копия, — отмечает С. Петушкова. На печать одного экземпляра затрачивается немало времени и сил. Многие не понимают ценности литографии, поскольку не знают, какая черновая работа стоит за красивым рисунком.

— То же касается и офорта — гравюры на металле. Для ее создания чаще всего берут цинковую пластину, покрывают кислотным лаком и по нему иголкой рисуют. Потом травят в азотной кислоте и затем уже печатают, — добавляет В. Савченко, который более 20 лет занимается этим видом искусства.

Он достает заготовку и быстро проводит мастер-класс. Пластину кладет на стол с подогревом, чтобы она стала теплой, уверенными движениями наносит на всю поверхность краску, не боясь испачкаться. Вытирает излишки уже на холодном столе, кладет пластину на станок, накрывает мокрой бумагой и отправляет под пресс. Оттиск с изображением скелета птицы готов! Оказывается, это студенческий рисунок Светланы.

Графика, как правило, востребована у коллекционеров за рубежом. Специально участвую в международных выставках и форумах коллекционеров, чтобы получить заказы. Покупают работы и галереи. В Беларуси также есть ценители этого искусства, но чаще людям нужно объяснять, что такое офорт, — говорит художник.

Мы уже начали проводить образовательные мероприятия. До коронавируса успели организовать большой фестиваль Art Is в Национальном художественном музее, — рассказывает куратор Белорусского дома графики. Договорилась с одной галереей в торговом центре о выставке-продаже работ наших художников. Им нужно помогать реализовывать плоды творчества, чтобы была мотивация создавать новые произведения и пользоваться услугами мастерской. Только так смогу ее сохранить. В Беларуси богатая история книгопечатания и графики, и ее нужно продолжать.

С. Петушкова говорит, что планов по развитию много. Это и выставка с аукционом, мастер-классы, лекции, фестивали. Правда, из-за коронавируса мероприятия приходится переносить на неопределенные сроки.

— Хочется, чтобы мастерская стала арт-резиденцией и могла выдавать гранты художникам. У нас много талантливых ребят, но у них нет денег для печати работ. Крупные компании могли бы выступить спонсорами, — мечтает собеседница. Пока же требуется сделать хотя бы косметический ремонт в помещениях и обеспечивать работоспособность техники, закупать расходные материалы. Республиканская художественная галерея Белорусского союза художников, к которой мы относимся, поддерживает нас. Радует, что интерес к мастерской растет и, несмотря на вирус, художники к нам приходят.

Фото Ирины Малиновской

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ