Художник Николай Кузьмич: «Лучшее творение еще не создал»

В Национальном художественном музее демонстрируется персональная выставка заслуженного деятеля искусств Беларуси Николая Кузьмича. Он создает иконы, образки, медальоны в технике древневизантийской перегородчатой эмали. Секретами мастерства художник поделился в эфире программы «Не проходите мимо» на «Радио-Минск», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото БелТА

Н. Кузьмич прославился тем, что восстановил одну из национальных святынь — Крест Евфросинии Полоцкой. Создал ставротеку (хранилище для креста) и раку для мощей Е. Полоцкой. Государство и православная церковь высоко оценили его творчество. Он кавалер орденов Франциска Скорины, Русской православной церкви во имя святого равноапостольского великого князя Владимира и Креста Святой Евфросинии Полоцкой, награжден медалью князя Константина Острожского и другими. О наградах мастер скромно говорит: «Слава — это суета. Не считаю себя лучшим». И признается, что лучшее творение еще не создано.

В процессе работы понимаешь, что это не вершина, и всегда стараешься достичь большего. Можно сверять себя с историей — IXXII веками, тем, что нам досталось в наследство. Это путеводные нити. Но нужно смотреть вперед. Никогда не знаешь, что будет завтра, — философски отмечает Н. Кузьмич.

Искусство древневизантийской перегородчатой эмали он постигал на протяжении многих лет.

У нас нет школы, наследия. Это надо осознать, посмотреть, потрогать руками, побывать в разных музеях. Приходится сравнивать себя с мастерами, чьи работы хранятся там. В Питере, Киеве есть уникальные золотые кладовые, где собраны потрясающие изделия, — рассказывает художник. Часто бывал дома и в мастерской у российского археолога, доктора исторических наук Татьяны Ивановны Макаровой. Она занималась изучением древневизантийской эмали. Так просто это искусство не постигнешь. Если отпущено тебе, можешь впитать. Впитывал как мог. На все нужно время, осознание, трудолюбие.

Он отмечает, что невозможно воссоздать дух XII века:

— Есть какие-то робкие попытки. Ты не копируешь слепо работы древних мастеров, а открываешь новые грани древневизантийского искусства и привносишь что-то свое. В этом и заключается искусство. Но культуру, отношение к делу, рисование перегородкой, цвет никто не отменял.

Говоря о перегородках, отмечает, что чем тоньше они, меньшего размера, тем больше чувствуются душа, трепет в работе.

Главное — терпение, труд, ошибки, труд, озарение. Опыт приходит с годами, — подчеркивает мастер.

Ознакомиться с творчеством Н. Кузьмича можно в Национальном художественном музее по 18 января.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ