1200 90

Художник-постановщик Илья Подкопаев рассказал, с чего начинается для него работа над спектаклем

В фойе Белорусского государственного академического музыкального театра обращает на себя внимание персональная выставка художника-постановщика театра Ильи Подкопаева «ХРОНО 2.0_2.1». Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с художником о его творчестве и узнала, с чего начинается для него работа над спектаклем.

IMG 9811 e1573642344472— Прежде всего позвольте узнать: что хотите сказать зрителям при помощи картин?

— Они мое размышление на тему пространства, времени человека, его места в мире. XX век запомнился кровопролитными войнами и революциями, на стыке XXI века в мире тоже неспокойно, поэтому в триптихе на эту тему преобладает холодно-стальная гамма.

— А с чего для вас начинается работа над спектаклем?

Как правило, режиссер-постановщик приходит к художнику-постановщику и дает пьесу для ознакомления. Начинаешь читать и понимаешь, близок тебе материал или нет. Бывает, сразу начинают появляться образы и задумки, а порой только в процессе долгой работы над спектаклем. Представьте, как это завораживает, когда нужно создавать все с нуля, когда на сцене подняты кулисы и ничего нет, кроме пространства…

После появления творческих задумок начинаются обсуждения с режиссером, что хотелось бы видеть на сцене. Случаются и споры, но всегда приходим к общему мнению. Порой режиссер пишет план, где указывает, что нужно на сцене. А я начинаю рисовать, искать образ, который станет центральным, от него проще отталкиваться, создавать декорации и располагать на сцене реквизит. Под сценографией, как правило, понимают создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники.

IMG 9800 e1573642377193— В работе вы ограничены канвой спектакля, временем, когда происходит его действие, пожеланиями режиссера и актеров, но с другой стороны — есть и творческая свобода. Насколько она велика?

— Бывает по-разному. Например, к декорациям спектакля «О, милый друг!» режиссера-постановщика заслуженной артистки Республики Беларусь Зинаиды Вержбицкой я сделал три эскиза декораций.

Первый — занавес, намекающий на то, что мир — театр, а люди в нем актеры. Но этот символ непрост. Зрителей можно запутать, и они подумают: а что делает этот занавес на протяжении всего спектакля?

Второй — вокзал, отражающий передвижение героя, который приспосабливается к любой ситуации, старается быть там, где выгодно, и с теми, кто ему полезен. Но это тоже непростой образ, который может отвлекать от происходящего на сцене.

А вот третий — Эйфелева башня — оказался наиболее логичным. Узнаваемый символ Парижа отражает конец XIX — начало XX века и не оттягивает на себя внимание.

IMG 9833 e1573642409311— Когда спектакль уходит из репертуара театра и декорации становятся не нужны, не возникает ли чувство сожаления, ведь, например, картина могла бы жить дольше?

— Мы делаем спектакль, а он создает нас. Некоторые идеи, мысли и мечты останутся со мной, а какие-то приемы смогу и дальше использовать как цветовое, композиционное или геометрическое решение в новом произведении. Представьте, вы создали спектакль, он живет вечно, и этим вы вошли в историю. Это неинтересно. Неважно, где будет находиться твое произведение, важно, что почувствуют люди, взглянув на него. По прошествии времени уже забудутся детали, но эмоции всплывут в памяти.

Vystavka e1573642457941— А что вас привлекает в профессии и что происходит после окончания работы над спектаклем?

— Художником-сценографом быть замечательно — он создает пространство, в котором ни разу не был… Мне интересно играть с координатами пространства и времени. Но не во всех спектаклях декорации столь важны. Например, в спектакле «Жизнь и смерть Янки Купалы» за поэтом темное пространство, что, на мой взгляд, еще больше подчеркивает масштаб его личности. А в «Комедии» не обойтись без выделения окна в деревенском доме, которое не только несет привычные функции, но и символизирует, что в сельской местности жизнь протекает на виду у соседей, наблюдающих за всем. А яблоня — аллегория на райский сад и плод, с которого началось грехопадение.

Уверен, прежде всего в спектакле должно быть удобно актерам, узнаваемо — зрителям, четко и понятно — всем. Придерживаюсь философского мнения о том, что в спектакле нужны образ, знак, символ. Человека пытаешься погрузить в пространство. Время символизма и образа остается всегда актуальным, ускорился темп жизни, люди стали избалованными событиями, многое видели. Ранее даже трехактная опера могла проходить в одном пространстве, а сейчас это уже почти не встречается.

После окончания работы над спектаклем появляются новые мысли, идеи, эмоции, ведь пространство для жизни создаем мы сами.

Фото Евгении Спруть

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Строительство паркинга и холодные батареи. Прямую линию провели для жителей Советского

Прямая телефонная линия прошла в администрации Советского 23 ноября. На вопросы горожан отвечала первый заместитель главы района Александра Иговина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

otoplenie 1 1

У гражданки, проживающей на Логойском тракте, 11, течет канализация. Минчанка неоднократно оставляла заявки на портале 115.бел, к ней приезжали специалисты, но проблему так и не устранили.

Лично проконтролирую, чтобы этот вопрос решили до Нового года, — отметила А. Иговина.

Жительница дома на ул. М. Богдановича негодует из-за грязи на ул. Сурганова, 76. После строительства метро и прокладки инженерных сетей людям стало неудобно ходить в поликлинику, магазин и на остановку общественного транспорта. Ранее там была народная тропа, которая не входила в проект, поэтому ее не благоустроили.

Передам обращение, чтобы специалисты выехали на место и посмотрели, что можно сделать в данной ситуации. Может, дорожку подсыпят гравием или песком, чтобы не было луж, — ответила первый заместитель главы районной администрации.

Минчанка с ул. Краснозвездной, 5, пожаловалась на холод в квартире. Вместо комфортных +20–22 °С, термометр показывает всего +18 °С. К ней направят специалистов, которые сделают замеры температуры воздуха и при необходимости отрегулируют отопление.

Гражданка с ул. М. Богдановича, 144, интересовалась, когда у них во дворе снесут частный дом и построят паркинг согласно ранее разработанному проекту. Также она уточнила, планируется ли расширение ул. М. Богдановича.

Жительница ул. Некрасова, 35, посетовала на недостаточно теплые батареи в квартире, а также на неудовлетворительную работу домового чата.

Заявительница с пр. Победителей, 133, была недовольна увеличением суммы членских взносов за пользование гаражом на ул. Олешева, 137, и просила проверить законность деятельности председателя гаражного кооператива.

Все вопросы заместитель главы района взяла на контроль.

Зарядки для электромобилей и ремонт двора. Что интересовало жителей Ленинского на прямой линии

На прямой телефонной линии администрации Ленинского района 23 ноября дежурила заместитель главы администрации Галина Черник, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

капремонт двора

Так, житель района позвонил по поводу зарядных станций для электромобилей. Он отметил, что в районе не хватает зарядок для китайских машин, в то время как для европейских их больше. Мужчина отметил, что это касается всего города Минска. Горожанин попросил установить больше зарядных станций для китайских авто в столице.

Также он подчеркнул недобросовестность некоторых автовладельцев: кто-то ставит свою машину на зарядку на всю ночь, тем самым не давая возможности другим воспользоваться ею.

Житель дома по адресу: пр. Рокоссовского, 58/1, позвонил с вопросом о ремонте дворовой территории. Недавно там положили новую тротуарную плитку, поменяли бордюры, однако между бордюром и асфальтом остались незаделанные щели. Мужчина отметил, что эту проблему стоит решить до наступления зимы и выпадения снега.

Г. Черник обратилась в ЖКХ, чтобы взять ситуацию под контроль. В ближайшее время неполадки устранит «Ремавтодор». Щели заделают асфальтогранулятом, а в 2025 году в план включена полная замена асфальта в этом дворе.