izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Художник-постановщик Илья Подкопаев рассказал, с чего начинается для него работа над спектаклем

В фойе Белорусского государственного академического музыкального театра обращает на себя внимание персональная выставка художника-постановщика театра Ильи Подкопаева «ХРОНО 2.0_2.1». Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с художником о его творчестве и узнала, с чего начинается для него работа над спектаклем.

IMG 9811 e1573642344472— Прежде всего позвольте узнать: что хотите сказать зрителям при помощи картин?

— Они мое размышление на тему пространства, времени человека, его места в мире. XX век запомнился кровопролитными войнами и революциями, на стыке XXI века в мире тоже неспокойно, поэтому в триптихе на эту тему преобладает холодно-стальная гамма.

— А с чего для вас начинается работа над спектаклем?

Как правило, режиссер-постановщик приходит к художнику-постановщику и дает пьесу для ознакомления. Начинаешь читать и понимаешь, близок тебе материал или нет. Бывает, сразу начинают появляться образы и задумки, а порой только в процессе долгой работы над спектаклем. Представьте, как это завораживает, когда нужно создавать все с нуля, когда на сцене подняты кулисы и ничего нет, кроме пространства…

После появления творческих задумок начинаются обсуждения с режиссером, что хотелось бы видеть на сцене. Случаются и споры, но всегда приходим к общему мнению. Порой режиссер пишет план, где указывает, что нужно на сцене. А я начинаю рисовать, искать образ, который станет центральным, от него проще отталкиваться, создавать декорации и располагать на сцене реквизит. Под сценографией, как правило, понимают создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники.

IMG 9800 e1573642377193— В работе вы ограничены канвой спектакля, временем, когда происходит его действие, пожеланиями режиссера и актеров, но с другой стороны — есть и творческая свобода. Насколько она велика?

— Бывает по-разному. Например, к декорациям спектакля «О, милый друг!» режиссера-постановщика заслуженной артистки Республики Беларусь Зинаиды Вержбицкой я сделал три эскиза декораций.

Первый — занавес, намекающий на то, что мир — театр, а люди в нем актеры. Но этот символ непрост. Зрителей можно запутать, и они подумают: а что делает этот занавес на протяжении всего спектакля?

Второй — вокзал, отражающий передвижение героя, который приспосабливается к любой ситуации, старается быть там, где выгодно, и с теми, кто ему полезен. Но это тоже непростой образ, который может отвлекать от происходящего на сцене.

А вот третий — Эйфелева башня — оказался наиболее логичным. Узнаваемый символ Парижа отражает конец XIX — начало XX века и не оттягивает на себя внимание.

IMG 9833 e1573642409311— Когда спектакль уходит из репертуара театра и декорации становятся не нужны, не возникает ли чувство сожаления, ведь, например, картина могла бы жить дольше?

— Мы делаем спектакль, а он создает нас. Некоторые идеи, мысли и мечты останутся со мной, а какие-то приемы смогу и дальше использовать как цветовое, композиционное или геометрическое решение в новом произведении. Представьте, вы создали спектакль, он живет вечно, и этим вы вошли в историю. Это неинтересно. Неважно, где будет находиться твое произведение, важно, что почувствуют люди, взглянув на него. По прошествии времени уже забудутся детали, но эмоции всплывут в памяти.

Vystavka e1573642457941— А что вас привлекает в профессии и что происходит после окончания работы над спектаклем?

— Художником-сценографом быть замечательно — он создает пространство, в котором ни разу не был… Мне интересно играть с координатами пространства и времени. Но не во всех спектаклях декорации столь важны. Например, в спектакле «Жизнь и смерть Янки Купалы» за поэтом темное пространство, что, на мой взгляд, еще больше подчеркивает масштаб его личности. А в «Комедии» не обойтись без выделения окна в деревенском доме, которое не только несет привычные функции, но и символизирует, что в сельской местности жизнь протекает на виду у соседей, наблюдающих за всем. А яблоня — аллегория на райский сад и плод, с которого началось грехопадение.

Уверен, прежде всего в спектакле должно быть удобно актерам, узнаваемо — зрителям, четко и понятно — всем. Придерживаюсь философского мнения о том, что в спектакле нужны образ, знак, символ. Человека пытаешься погрузить в пространство. Время символизма и образа остается всегда актуальным, ускорился темп жизни, люди стали избалованными событиями, многое видели. Ранее даже трехактная опера могла проходить в одном пространстве, а сейчас это уже почти не встречается.

После окончания работы над спектаклем появляются новые мысли, идеи, эмоции, ведь пространство для жизни создаем мы сами.

Фото Евгении Спруть

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Минтруда рассказали, от чего зависит размер будущей пенсии

Право на трудовую пенсию имеют граждане, достигшие пенсионного возраста (58 лет для женщин и 63 года для мужчин), а также лица, имеющие страховой стаж не менее 20 лет, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Министерство труда и социальной защиты.

pensiya

Фото Sb.by

В ведомстве отметили, что каждый месяц страхового стажа равен месяцу работы или ведения самостоятельной деятельности, за который уплачены взносы в Фонд социальной защиты населения.

Если ваш доход, из которого уплачены взносы в ФСЗН, к примеру, половина минимальной заработной платы, страховой стаж составит половину месяца, — добавили в Минтруда.

Если работодатель или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, не оплатит взносы в ФСЗН из размера минимальной заработной платы, то месяц страхового стажа не будет сформирован.

Хоккейная команда «Динамо-Минск» добилась волевой победы в Новосибирске

Минское «Динамо» начало серию выездных матчей регулярного чемпионата КХЛ на мажорной ноте — с победы в Новосибирске над местной «Сибирью» со счетом 5:4, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

sport hokkej dinamo stolyarov 6

Фото носит иллюстративный характер

После трех домашних поражений подряд главный тренер «бело-голубых» Дмитрий Квартальнов понял, что необходима перезагрузка. И на выездные матчи решил вернуть в команду отличного проявившего себя в играх за фарм-клуб «Динамо-Шинник» нападающего Николая Салыго.

Впрочем, в первой игре с «Сибирью» он на льду так и не появился. Зато тренер решил поменять голкипера Андрея Кареева, не слишком удачно сыгравшего в домашней серии, на Андрея Тихомирова.

Началось все для гостей не лучшим образом — уже на второй минуте Белоусов поймал Тихомирова на противоходе. Однако еще до первого перерыва «Динамо» вышло вперед.

Вначале отличился Бориков, забивший кистевым броском, а затем Уэлле, который, получив шикарную передачу от Пинчука, не оставил шансов Костину.

Во втором периоде Андреофф четко реализовал большинство. Однако уже спустя минуту с небольшим Лайл, промчавшись вокруг ворот, хитро положил шайбу в угол. Затем Мороз с передачи Шипачёва забил четвертую шайбу динамовцев в этом матче. После этого тренерский штаб «Сибири» заменил голкипера: вместо Костина на лед вышел Красоткин.

Хозяева и не думали сдаваться: Мэрфи, подкараулив ошибку динамовцев из зоны, «обокрал» Хэмилтона и вновь сократил отрыв до минимума. И все же на второй перерыв «Динамо» ушло с преимуществом в два очка после точного броска Пинчука.

В третьем периоде динамовцы играли, что называется, по счету. И когда казалось, что они спокойно доведут матч до победы, «Сибирь», заменив голкипера на шестого полевого, вдруг забила: Андреофф оформил «дубль», замкнув передачу Бека с правого фланга. А перед этим динамовец Усов не попал в пустые ворота.

Последние полторы минуты были очень нервными, но все же «Динамо» победило со счетом 5:4.