Художник Святослав Федоренко демонстрирует в галерее М. Савицкого возвращение соц-арта

Выставка белорусского живописца Святослава Федоренко «Моя Беларусь. Летопись эпохи» открылась в Художественной галерее Михаила Савицкого 8 февраля, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Экспонируется более 80 полотен — портреты, пейзажи, тематические картины. По сути, это ретроспекция творчества Святослава Федоренко, который в прошлом году отметил 70-летие.

Святослав Николаевич полон сил. Энергия, темперамент, потенциал — вот что демонстрирует нам эта выставка. Федоренко мыслит масштабно и задевает очень важные стороны нашей жизни, — сказал во время открытия выставки заместитель председателя Белорусского союза художников Леонид Хоботов.

Четверть века назад перестало существовать советское государство, а вместе с ним — и социалистический реализм, иначе говоря, соц-арт. Однако его рано похоронили. Начиная с 2000-х пошла волна реабилитации соц-арта. И то, что мы сегодня видим в этих стенах, показывает силу этого стиля, демонстрирует мощную школу советского изобразительного искусства, — отметил искусствовед Кирилл Мельник.

Чтобы сделать такую масштабную экспозицию, которая представлена в галерее Савицкого, картины собирали из многих музеев, где они хранятся в фондовых коллекциях, — Национального художественного музея Республики Беларусь, Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа, Государственного музея истории белорусской литературы, Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны и других. Выставка Святослава Федоренко — это своеобразная живописная хроника.

В эксклюзивном интервью столичный художник рассказал о своем становлении.

IMG_4318 copy

— Святослав Николаевич, вы как-то говорили, что еще мальчишкой вместе с отцом-художником ездили на этюды. Можно об этом чуть подробнее?

Я родом из Могилева. Отец стал моим первым учителем живописи. Он не только показывал, как надо работать с гуашью и акварелью, как держать кисть, но и давал иные уроки — учил понимать красоту родной земли. Помню, я много лепил из глины, которую набирал на берегу Днепра. Искусство вошло в мою жизнь столь естественно, что, можно сказать, не было никаких колебаний в выборе профессии. После пятого класса отец отвез меня в Москву, и дальше я учился в средней художественной школе при институте имени Сурикова. Через дорогу от школы — Третьяковская галерея. Нас пускали бесплатно, и я там проводил немало времени. Любимый художник — Василий Иванович Суриков.

IMG_4301 copy

Вы окончили Белорусский государственный театрально-художественный институт и стали преподавать в гимназии-колледже искусств имени Ахремчика. Подозреваю, что в вашей трудовой книжке одна запись. Сколько художников воспитали?

Запись в трудовой книжке действительно одна: я отдал педагогике 39 лет. Учеников очень много. Среди них такие известные мастера, как Рыгор Ситница, Андрей Смоляк, Оксана Аракчеева… Случалось, художники приводили ко мне своих детей, чтобы я поставил руку, преподал им основы реализма, и эти дети тоже вырастали в живописцев. В настоящее время уже не занимаюсь педагогикой, хотя по-прежнему нахожусь «в строгом расписании», как это было четыре десятка лет: просыпаюсь в половине шестого утра. Однако еду не в колледж, а в мастерскую. Полностью отдаюсь творчеству.

IMG_4306 copy

— Одна из ваших излюбленных тем — люди — легенды Беларуси. На полотнах — Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина, Тадеуш Костюшко, Кастусь Калиновский, Янка Купала, Максим Богданович…

Люди-легенды, как вы их назвали, — это тот «цемент», который скрепляет нацию, дает государству устойчивость, а народу — ориентир. Прежде чем написать картину, я глубоко погружаюсь в материал. Если пишу портрет писателя — изучаю его творчество, если изображаю мыслителя — стараюсь понять систему его философских взглядов… Этого требует художественная правда.

IMG_4308 copy

— Отдельной и яркой страницей в вашем творчестве стала серия чернобыльских работ. Тема трудная, тяжелая, тем не менее важная и нужная: память о подвигах ликвидаторов должна жить. Чернобыль вы тоже пропустили через себя?

Будучи педагогом, часто возил воспитанников на экскурсии в разные города Советского Союза, где мы посещали музеи, галереи… Для учащихся это было и досугом, и практикой. Так случилось, что тот день, 26 апреля 1986 года, когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, мы с детьми провели в Киеве. Меня как художника поразил сам факт: я находился очень близко от эпицентра трагического события. К счастью, мы не пострадали. Но пострадали многие и многие другие люди — наши люди. Я чувствовал, что могу и должен рассказать о них. Позже бывал в белорусских районах, которые Чернобыль зацепил своим черным крылом. Прочел немало публикаций о ликвидаторах. Представил: а сам смог бы?.. Вот так и появилась эта серия, лейтмотивом которой стал героизм простых людей.

IMG_4310 copy

— На картинах «Покров Богородицы», «На реакторе» — тревожный, «нервный», желтый цвет…

— Краска, между прочим, называется так — стронциановый желтый. Улавливаете созвучие? Мне показалось, что это не случайное совпадение — названия краски и названия смертоносного элемента…

— На выставке есть полотна, где мы можем увидеть Минск?

Конечно. Одно из них — «Весна освобождения», Минск послевоенный. Мне захотелось показать людей, влюбленных в свой город, поднимающих его из руин, залечивающих раны Минска. Здесь совсем другое настроение: несмотря на все невзгоды, люди светятся от счастья: войне конец, мы выстояли, мы строим светлое будущее.

— Спасибо, Святослав Николаевич. Долгих вам лет жизни и удач в искусстве.

Выставка «Моя Беларусь. Летопись эпохи» будет работать до 26 февраля.

IMG_4326 copy

IMG_4328 copy

IMG_4331 copy

IMG_4335 copy

IMG_4337 copy

IMG_4339 copy

IMG_4341 copy

IMG_4388 copy

IMG_4392 copy

IMG_4397 copy

IMG_4404 copy

IMG_4407 copy

IMG_4405 copy

Фото Сергея Пожоги

 

Самое читаемое

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Господа! Демонстрировать иллюстрации живописных полотен без подписи — это неуважение к художнику-автору!!!!!
    Ну, поймите — ЭТО НЕ ПРИЛИЧНО.

  2. Выставка судя по всему интересная. схожу обязательно

Комментарии закрыты