Художник Виктор Альшевский впервые покажет публике в полном объеме свои «Фрагменты Вавилонской башни»

Художник Виктор Альшевский подготовил персональную выставку «Точка отсчета», которая откроется в Национальном художественном музее 7 сентября. Корреспондент агентства «Минск-Новости» заглянула в мастерскую живописца и узнала, чем он собирается удивлять публику.

В. Альшевский из тех творцов, которые постоянно созидают нечто новое и неординарное, стремясь выйти за рамки стандартов и шаблонов. В картинах он с легкостью совмещает разные эпохи, артефакты, яркие краски и геометрические формы, символы и знаки, создавая цельные, гармоничные образы и сюжеты, наполненные смыслом. Мастерская художника, как его картина, большая и пестрая, где у каждого предмета также свое предназначение. Здесь есть место мольберту с красками и живописным полотнам, музыкальным инструментам — фортепиано и трубам, библиотеке, мини-кухне, гостиной. Растут и комнатные растения — три гибискуса подпирают 4-метровый потолок, создавая атмосферу сказочного сада.

Мастерскую получил после окончания академии искусств и работаю здесь более 30 лет. Это второй дом, в котором не только пишу картины, но и встречаюсь с коллегами, друзьями. Бывало, устраивали концерты, хотя сам не музицирую, — рассказывает Виктор Владимирович. Раньше во время рисования слушал музыку, но постепенно исключил ее из мастерской. Сейчас на формирование мировоззрения влияет только сознание.

Результат работы мысли художника — на картинах. Вдоль стен стоят «Фрагменты Вавилонской башни». Это произведение он создает с 2003 года. Оно включает в себя 52 холста разных форм и размеров, соединенных в большие треугольные конструкции. Мозаика из объектов архитектуры, памятников истории, артефактов различных культур, геометрических фигур впечатляет. Здесь во всем чувствуются взаимосвязь и математическая закономерность. Воображение начинает работать, пытаясь разгадать послание художника.

«Фрагменты Вавилонской башни» — это результат осмысленных наблюдений, размышлений, накопленного опыта и профессионализма. Вавилонская башня — мифический образ стремления человека приблизиться к Богу, к безграничным знаниям. Ее разрушили, поскольку строительство бессмысленно. Тем не менее люди с древних времен возводят разные башни, в том числе и духовной культуры. Каждые цивилизация, народ и человек закладывают в нее свои кирпичики. Моя башня — попытка объединить разные эпохи, народы, культуры и показать их взаимосвязь как в пространстве, так и во времени.

Художник задумал собрать из картин четырехгранную башню, но сделать это пока не получается.

— Проект в развитии и еще не закончен. На выставке он будет представлен впервые в полном объеме, но в разобранном виде — из-за размеров башни. Ее высота — 4,5 м, ширина по периметру — 3,2 м, — говорит художник. В идеале на каждую картину нужны позолоченные рамы, общая стоимость которых составляет порядка 5 тыс. долларов. Таких денег нет, поэтому пока делаю простую металлическую обкладку. Может, эту башню, как и Вавилонскую, не суждено достроить.

На выставке будут представлены и другие произведения — из коллекций «Музеи мира», «Мой Минск», портреты современников. Всего 90 полотен.

«Точка отсчета» — как точка опоры, рождения не только жизни, но и любого события, его развитие. Моя первая точка отсчета — деревня Угольщина Белыничского района, где родился. Затем Минск, куда приехал в 1966 году поступать в Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству. В столице начался творческий путь, так что выставка не случайно открывается накануне Дня города, это мое посвящение ему, — поясняет В. Альшевский.

Станет она и своеобразным творческим отчетом в преддверии 65-летия художника. У него за плечами яркая карьера: работа в творческих мастерских Академии художеств в Минске, преподавательская деятельность в Белорусской государственной академии искусств, руководство Центром современного дизайна ОАО «Керамин», госучреждениями «Творческие академические мастерские живописи, графики и скульптуры» и «Центр современных искусств». Он участник многочисленных выставок и куратор культурных проектов. Из последних — «От Лиссабона через Минск, Москву, Астану и до Владивостока», инициированный Посольством Беларуси во Франции, организация выставки белорусских художников в салоне «Гранд Пале» в Париже. За активную творческую деятельность и вклад в развитие белорусского современного искусства ему присвоено звание лауреата Государственной премии Республики Беларусь, награжден медалью Ф. Скорины.

Сейчас большую часть своего времени художник посвящает работе в мастерской и реализует творческие задумки.

Искусство – это не то, что мы видим, а то, что думаем. Художник создает тему, идею и потом материализует ее. Только развивая сознание, можно достичь высокого результата, — рассуждает В. Альшевский. Первоначально все рождаются художниками — все дети рисуют. Но потом человек делает выбор в пользу какого-либо занятия, к которому склонен, и развивает навыки либо не делает этого — и тогда талант угасает. Мой выбор профессии был предопределен — череда случайностей вела к искусству. Это лишь требовало осмысления и получения профессиональных навыков.

Отвечая на вопрос об учителях, говорит, что это понятие абстрактное и конкретное одновременно.

Помню всех своих наставников, в числе которых и родители. Но самый большой учитель — книги. В них знания накоплены веками. Они наполняют информацией, дают импульс для дальнейшего развития. Если человек это понимает, то постоянно учится, и его жизнь трансформируется, — объясняет собеседник.

В. Альшевский любит пофилософствовать. Некоторые размышления изложил в книге «Уражанне раўнавагі, альбо лесвіца ўверх». В ней собраны воспоминания из детства, зарисовки из путешествий, художественные рассказы, мысли об искусстве и духовности, каталог картин.

Я не мечтал быть писателем, просто нравится записывать впечатления, размышления, особенно во время путешествий. Совмещать изобразительное искусство и литературу сложно, — отмечает Виктор Владимирович.

По его мнению, вдохновения не существует, если человек не работает изо дня в день.

Вдохновение — это состояние аффекта, которое не длится долго. Когда оно приходит, испытываешь подъем чувств. И если человек не трудится, то не знает, как их применить. Говоря о холсте, то ты рисуешь, рисуешь, а потом вдыхаешь в это произведение жизнь, энергию. Ее потом чувствуют зрители, картина находит отклик в их душе и остается в истории, в противном случае канет в Лету, — считает он.

Творчество В. Альшевского уже вошло в летопись искусства. Его полотна хранятся в Национальном художественном музее Беларуси, Национальном центре современного искусства, выставочном объединении «Центральный дом художника» в Москве, художественных галереях Германии, Норвегии, Польши, Италии, Франции, Испании, Великобритании, США, Турции, Китая и ряда других стран. Выставка «Точка отсчета» — прекрасная возможность полюбоваться его картинами и попытаться разгадать послание, которое заложил художник в каждую свою работу.

Фото Сергея Лукашова

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое