Школьные нелепицы давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, но, к сожалению, в этом году они появились слишком рано и копятся чересчур быстро…
Первой сентябрьской ласточкой нынче стала, в общем-то, безобидная просьба учителя белорусского языка – купить для уроков литературы общие тетрадки с «национальным колоритом». Но производители канцтоваров оказались не в курсе, что обложка тетради может оказаться «весомым» аргументом в решении спорных ситуаций и повлиять на школьные отметки. Обежав полдюжины магазинов, я все же нашла искомое. И горестно выдохнула, подумав про возможность подобных требований у остальных учителей-предметников. Благо, тетрадями с портретами русских писателей мы отоварились, будучи в гостях у родственников в Санкт-Петербурге, ну а с английским вариантом в случае необходимости поможет крестная, обосновавшаяся в Лондоне.
И ведь не зря я вспомнила иностранный! Не к добру! С первых же учебных дней наших десятиклассников огорошили: для ЦТ требуется знание грамматики, но мы будем упражняться исключительно в разговорной речи. Не будем уточнять, что все-таки важнее – курица или яйцо, но мне кажется, что заговорить на иностранном языке, не зная правил грамматики, задача не из легких. Особенно, если вы не проводите каникулы в Лондоне. Особенно, если вам предлагают высказаться по теме: какие изменения в молодежную политику внес бы я, будучи мэром Минска! Да-да, именно этот пример был озвучен родителям во время недавнего собрания… А теперь подскажите мне, дорогие читатели: вы на такой вопрос ответите? Даже не на английском – на русском языке? Но без подготовки… Осмелюсь утверждать, что русским я владею неплохо – как письменным языком, так и устной речью. И представление о государственной молодежной политике имею в силу профессии. Но озвученная тема все же ввела меня в ступор. Теперь понятно, почему оценки наших школяров в начале этого учебного года рухнули в пропасть! Не каникулы тому виной, не гаджеты и не переходный возраст! А педагог продолжила тему, заявив, что «зажимает гайки» ради того, чтобы к ней «не было претензий, если дети не подтвердят свои отметки на экзаменах в 11-м классе». А если экзаменационные баллы окажутся выше? Надеюсь, что принципиальную учительницу в этом случае наградят! И, кстати, озвучить подобное можно было сразу 1 сентября! А не заставлять школьников и родителей недоумевать на протяжении полутора месяцев – что же случилось со знаниями? Впрочем, нам не привыкать! Коронной фразой одной из предыдущих «англичанок» было: «ваши репетиторы плохо работают»! Школьные учителя, стало быть, призваны не учить, а исключительно проверять качество работы репетиторов!
Но апофеозом школьной жизни стал все же визит в класс завуча и, судя по всему, инспектора по делам несовершеннолетних. Женщина в милицейской форме рассказала десятиклассникам, что за распитие спиртных напитков их могут привлечь к уголовной (!) ответственности. Причем отвечать «по статье» придется даже в том случае, если ты не выпивал, но товарищи дали «свидетельские показания» против тебя. Вот оно как! Что же, презумпция невиновности и медицинская экспертиза никакой роли не играют? Захотели детишки «утопить» одноклассника – вперед и с песней! Или какие еще выводы можно сделать из подобной «профилактической беседы»? А ведь тема серьезная! И почему бы взрослым людям не объяснить 16-летним подросткам, что, казалось бы, невинная шалость вроде курения за углом школы может обернуться для них административным протоколом, который будет занесен в базу данных и впоследствии может стать непреодолимым препятствием на пути к будущей профессии? Ведь даже административное правонарушение может закрыть путь к поступлению в академию МВД, институты погранслужбы и МЧС, военную академию. И престижная сегодня профессия банковского служащего может оказаться недоступной – станет ли разбираться служба безопасности банка, курили вы за углом, переходили дорогу в неположенном месте или совершили более серьезный проступок.
Увы, разъяснять эти тонкости приходится родителям. Если они, конечно, знают, что говорить. А вообще – мы уже даже не переживаем. С законами знакомим детей дома, на родительских собраниях — отмалчиваемся и по возможности платим репетиторам, способным подготовить чадо именно к централизованному тестированию. А сниженные с «профилактической» целью школьные отметки мы с детьми как-нибудь переживем. Ведь все проходит. И это пройдет…