К слогану «Купляйце беларускае!» иногда логично добавлять и вторую часть фразы: «…калi знойдзеце».
Собрались в гости к друзьям-россиянам в Санкт-Петербург. Купили подарки с национальным колоритом, такие, которые, судя по моему опыту, обычно привечают за рубежом. В списке таких презентов и льняные изделия, и наши конфеты, и кое-что из белорусской косметики… Дело осталось за малым – упаковкой, которую хотелось найти под стать подаркам, белорусского производства. А вот дудки! Может, плохо искала, не все книжные магазины и киоски «Союзпечати» обошла, но таковых бумажных пакетов и коробочек не нашлось.
Когда речь идет об импортозамещении, перед глазами сразу встают крупногабаритные машины, станки, сложные препараты и инструменты. Всем понятно, что подобные производства наладить не так уж и просто и, во всяком случае, дело это небыстрое.
Ну а если дело касается гораздо менее трудоемких процессов? Разве не обидно, что в таких случаях об импортозамещении говорят и даже думают куда реже?
Честно сказать, была очень удивлена, взглянув на «лейблы» обычных подарочных пакетов, которые остались у меня после последнего дня рождения. На семи из восьми было написано «Сделано в Китае», на одном – «Сделано в России»… Стала перебирать другие бумажные и картонные емкости, предназначенные для торжественных случаев, – пакеты, коробочки, сундучки. Картина аналогичная. Кроме того, практически все открытки и подарочные конвертики для денег, обнаружившиеся у меня в загашнике, оказались российского производства.
Раньше я как-то не задумывалась о происхождении таких мелочей, как упаковка или открытки. Скорее, наивно полагала, что вряд ли можно найти занятие проще, чем выпуск подобных поздравительных аксессуаров… Но, обнаружив выходные данные иноземных пакетов, поняла, что очень ошибалась.
И с тех пор замучила я себя размышлениями, вопросами, на которые так и не нашла ответа: в чем же причина засилья иностранной упаковочной и поздравительной продукции? Можно предположить, что у нас выше налоги и стоимость рабочей силы, чем, допустим, в Китае. Но ведь произведенные там товары нужно сюда доставить! Неужели это обходится настолько дешевле? Неужели это в разы выгоднее, чем производить свои коробочки, пакетики и открытки?
Что касается открыток, нельзя сказать, что у нас их не выпускают. Есть такая белорусская продукция, и немало. Но той, которая пользуется спросом у людей разных возрастов и социальных групп и зачастую именуется прикольной, явно недостаточно. Все больше цветочки, солнышки, кораблики с надписью «Поздравляю!» или «С днем рождения!» Скучновато как-то. И никакой конкуренции «китайцам» и «россиянам». Это при том, что в стране не один десяток предприятий по производству бумаги, картона, а также полиграфического профиля. Но мы довольствуемся привозной упаковкой, пакетиками, конвертиками, открыточками, которые ТАМ предусмотрительно выпускают на русском языке. Вот вам и «купляйце беларускае!».