И на спину падали, и по полу катались. Как режиссер Д. Филиппович набирает спецкурс в колледже искусств
В Минском государственном колледже искусств прошел творческий вступительный экзамен на специальность «Организатор культурно-досуговой деятельности. Режиссер обрядов и праздников». Корреспонденты агентства «Минск-Новости» заглянули на него и узнали, как проводится набор на курс, по каким критериям оцениваются выступления и почему ребята выбрали себе такой путь.
Что это за специальность?
На специальности «Организатор культурно-досуговой деятельности. Режиссер обрядов и праздников» ребята обучаются три года (если быть точнее, то 2 года и 10 месяцев). В 2022 г. набор на этот спецкурс осуществляет режиссер Национального академического театра им. Я. Купалы Даниил Филиппович.
— Организатор культурно-досуговой деятельности, режиссер обрядов и праздников, режиссер театра, актер — это основные дисциплины, по которым мы готовим специалистов на этом курсе. Но помимо этого студенты изучают и другие предметы — это сценография, грим, пластика сценическая, менеджмент и т. д. За это время они могут разобраться, какая сфера им ближе и как себя дальше реализовать. Многие, кстати, идут по актерскому пути, — подчеркнула председатель цикловой комиссии «Народное творчество. Режиссура обрядов и праздников», педагог Минского городского колледжа искусств Наталья Закервашевич.
— Они могут работать художественными руководителями, культорганизаторами, директорами сельских домов культуры, потому что мы даем такие предметы, как менеджмент в социокультурной сфере, — дополнила председатель цикловой комиссии «Социально-культурная и досуговая деятельность», педагог колледжа искусств Елена Амбражук. — По сути, они становятся универсальными специалистами и могут работать везде в сфере культуры. Оцениваем мы их по определенным критериям каждой дисциплины. Можно хорошо петь и танцевать, но это не самое важное в данной специальности. У них должны быть творческие способности и умение мыслить образно, остальному мы уже обучим в колледже.
И на гитаре играли, и по полу катались
Стартовал экзамен в 9:00. До этого времени все парни и девушки сидели в одном кабинете, разговаривали и делились своим опытом, стараясь скрыть волнение. Но можно понять это их неспокойное состояние, ведь им нужно было за отведенные 10 минут продемонстрировать все свои таланты: пение, танец, сценическую речь, организаторские способности, актерское мастерство и режиссерскую разработку праздничного мероприятия.
— Стать актрисой я мечтала с самого детства, — поделилась Юлия Колдомова из России, с которой удалось поговорить перед началом экзамена. — Моя семья довольно-таки творческая, поэтому я с самого детства жила в такой атмосфере. Уже участвовала в спектаклях, была аниматором и ведущей, поэтому прекрасно понимаю, что мне это нравится и к этому тянет.
Девушка вначале планировала поступать в Москве и Санкт-Петербурге, но не получилось. Зато родственники из Минска посоветовали присмотреться к этому колледжу и курсу, сказали, что Д. Филиппович – очень хороший и талантливый режиссер. Решение было принято.
— На самом деле я долго репетировала программу, но прозу выбрала только недавно. Просто хотела разнообразить выступление. Например, песня – лиричная, басня — веселая, проза — немного сумасшедшая. Поэтому надеюсь, что комиссии понравится, — заявила девушка.
Сразу было видно, когда абитуриенты сильно волновались на экзамене и могли начать не с той интонации или запнуться, а когда — брали себя под контроль и уверенно демонстрировали свои таланты. Прочитать с чувством басню или отрывок из прозы — это не выступить перед классом на литературе, выдерживая правильную интонацию. Нужно уметь сыграть и передать настроение, смысл, идею выбранного произведения или фрагмента, будь то эмоциональный отрывок из «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского или романтическое стихотворение В. Тушновой «Я поняла». Это то, что выполнить может далеко не каждый.
На что только не шли абитуриенты, чтобы полностью продемонстрировать свои способности: играли на гитаре, кричали, почти плакали, падали на спину и катались по полу. Стыду, сомнениям и неуверенности на импровизированной сцене перед комиссией не было места. Все на экзамене отдавались по полной и старались выполнить каждое неожиданное задание, будь то чтение басни в образе Деда Мороза, пение в манере Цоя или представление блуждающего несколько дней в пустыне человека.
Педагоги в комиссии, в свою очередь, оценивали строго, но справедливо. Внимательно слушали выступления, смотрели на умение держаться перед зрителями, задавали вопросы по программе. Критериев для оценки было много: отсутствие дефектов речи, умение держать темп, хорошая дикция и артикуляция, отличная память, гибкость, мгновенная реакция на задание, умение быстро переключаться, мобильность и свобода мышления.
— Интересует больше всего режиссура в драмтеатре, поэтому пришел в этот колледж. Меня привлек действующий режиссер Купаловского театра Даниил Филиппович, — делится с нами абитуриент Егор Ермоленко. Для него, кстати, это не первый творческий экзамен: пару лет назад он поступил на факультет журналистики, но ушел на втором курсе, потому что вовремя понял — это не его. — Программа выступления в основном на белорусском языке: А. Горват и другие наши современные прозаики. В принципе, планирую сделать упор на режиссерскую экспликацию, потому что я хочу больше стать режиссером, чем актером. Надеюсь на понимание комиссии.
Справочно
Набор на курс в этом году осуществляет молодой, современный, уже известный режиссер Национального академического театра им. Я. Купалы Д. Филиппович. Прием документов стартовал с 20 июля, а сам экзамен прошел 15 августа. Всего на специальность отведено 11 обычных мест и 2 целевых. В 2022 г. на стационаре этого курса отменили ЦТ, поэтому абитуриентам было достаточно балла аттестата за 11 классов и подготовки к творческому вступительному экзамену.
Фото Павла Русака
Смотрите также: