И не друг, и не брак, а как? В БГПУ рассказали, кому и зачем нужен факультатив о семейной жизни

С нового учебного года ученики 9-11-х классов раз в неделю смогут по желанию посещать факультатив «Основы семейной жизни». Инициатором курса выступил Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. В вузе рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости», зачем нужен факультатив и кто его может вести.

У подростков на первом месте любовь

С 2016 года в университете совместно с Белорусским союзом женщин реализуется Республиканский социально-образовательный проект «Здоровая семья — здоровая нация». Его партнерами стали четыре профильных министерства: образования, труда и социальной защиты, информации, здравоохранения.

— Цель проекта — формирование в обществе семейных ценностей, воспитание культуры отношений, — рассказывает декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ Вера Мартынова.

Вначале провели исследование среди старшеклассников, родителей и учителей, поинтересовались, что для них значит семья. Опросили более полутысячи подростков из разных регионов республики, около 300 мам и пап и получили весьма любопытные результаты.

— Среди жизненных ценностей на первое место поставили любовь 76 % старшеклассников. У 75 % ребят на 2-м месте семья. Эти цифры говорят о том, что для подрастающего поколения гармоничные супружеские отношения — перспектива, к которой они стремятся, считает Вера Мартынова. — При этом 59 % опрошенных отметили, что создадут семью обязательно.

По мнению 29 % ребят, основа благополучного брака — взаимопонимание, 25 % — любовь.

— Лишь 4,6 % ответили, что гармоничный брак основан на взаимоподдержке, 1,8 % — на ответственности. Такие данные заставляют задуматься, ведь это два важнейших компонента, на которых держится счастливая семья, говорит Вера Васильевна.

Выявлены и другие тревожные моменты, например, 28 % учащихся живут в неполных семьях, 41 % опрошенных положительно относятся к официально незарегистрированному браку, то есть сожительству.

— 11 % подростков отметили, что в их семьях каждый живет сам по себе, часто бывают ссоры и скандалы. Такой союз не будет для ребенка положительным примером, подытоживает собеседница.

Авторы факультативного курса считают: на современное поколение большое влияние оказывают СМИ. Высокие рейтинги просмотров — у историй неблагополучных семей, дележки наследства, однополых браков. Откуда подросткам черпать информацию?

— Мы откровенно спросили у них, надо ли сегодня учить в школе тому, как создавать семью и воспитывать детей. 78 % ответили положительно. А чему учить? 45 % ребят сказали, что умению понимать другого человека и разрешать конфликты, 25 % — уходу за детьми и их воспитанию, 21 % — навыкам ведения домашнего хозяйства, 16 % — планированию и рождению детей, — заметила Вера Мартынова.

Каждая вторая белорусская семья распадается

Чтобы сделать брачные союзы более устойчивыми, нужно формировать у ребят культуру супружеских взаимоотношений.

— Проблема большинства разведенных семей в том, что муж и жена не понимают друг друга, не нашли общий язык, считает автор программы факультатива преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ и практикующий семейный психолог Елена Погодина.

В факультативном курсе будут затронуты юридические аспекты семейных отношений. Учащиеся познакомятся с белорусским законодательством. Подростки должны понимать, что в зарегистрированном браке государство гарантирует защищенность ребенка и супружеских отношений.

Занятия будут проходить в форме тренингов, экскурсий, встреч со специалистами. Школьникам предложат подискутировать и на неудобные темы: как относиться к незарегистрированным бракам, альтернативным формам семьи, например однополой.

Ученики будут анализировать типичные конфликты между супругами, способы их разрешения, вопросы взаимоотношений родителей и детей. Важно, чтобы площадкой для обсуждения острых вопросов стали не социальные сети или интернет-форумы, а школа.

Папа в переднике

Одна из тем факультатива «Функции мужчины и женщины в семье». Как о них будут рассказывать школьникам?

С учениками поговорят о психологической совместимости супругов, роли каждого из них в семье. Чего ожидаем от партнера и какие социокультурные стереотипы мешают нам создать комфортные отношения? Неверно полагать, что место жены у плиты, а мужчины на заработках. Сегодня отношения в браке сводятся к гендерному равенству. Исторически сложившиеся роли супругов могут быть взаимозаменяемыми: нормально, когда мужчина готовит ужин, моет посуду и прочее. По законодательству сильный пол может оформить отпуск по уходу за ребенком. В современной семье складываются партнерские отношения. Если говорить о роли мужа и жены в воспитании ребенка, то их задачи в семье разные. Мама ответственна за эмоциональный мир, отец — за постановку жизненных целей, их достижение.

Молодость подскажет

Учить подростков семейным отношениям смогут, например, математики и химики.

— Рекомендуем преподавать этот курс социальным педагогам или педагогам-психологам, которые сегодня есть в каждой школе. За время профессиональной подготовки в педуниверситете они изучают специальные дисциплины по семейной педагогике, психологии семейных отношений, психотерапии, основам семейного консультирования. Не ставим возрастных ограничений: вести курс может как опытный учитель, так и молодой специалист. Они умело находят интересные формы проведения занятий, подростки им доверяют, считает Вера Мартынова.

Специалисты вуза подчеркивают: преподавать курс могут и другие школьные учителя, для которых эта тема представляет интерес. Для них разработаны специальные курсы системы переподготовки и повышения квалификации как в БГПУ, так и в региональных учреждениях.

ТОП-3 О МИНСКЕ