В наше время с целью избавления от всяких болячек к врачу ходить необязательно: можно просто включить телевизор
Чего греха таить — на изобилие рекламы между короткими фрагментами фильмов и передач наш человек жалуется давно. Однако следует понимать, что без нее никуда: так уж вышло, что показ надоевших всем видеороликов — основной источник дохода ТВ. К тому же не все они так уж бесполезны. Другое дело, что и как нам пытаются навязать посредством рекламы. Было время, когда на нас с экранов телевизоров дымили дорогими сигаретами. Затем цивилизация шагнула навстречу здоровому образу жизни — рекламу табака запретили. Как и крепкого алкоголя. Сейчас только пенным искушают по вечерам, что, впрочем, также неуместно. Но наибольшая глупость и абсурд — реклама лекарственных препаратов.
Почему-то в те редкие моменты, когда включаю телевизор, мне непременно предлагают воспользоваться чудодейственными спреями и порошками при насморке, утверждая, что именно они — один ответ на семь бед, или незаменимыми таблетками при тяжести в желудке, волшебной мазью при растяжениях и ушибах. Перечислять ассортимент «телеаптеки» можно бесконечно. При этом голос за кадром назовет соответствующие симптомы, при которых следует принимать суперсредства. А нередко нам их авторитетно рекламируют звезды эстрады, кино, различных телешоу, демонстрируя на личном примере достигнутый эффект. Учитывая то, что склонность к самолечению у нас в крови, мы получаем просто руководство к действию. Насмотревшись такой рекламы, сопоставляем сказанное с проявлениями своего организма, ставим себе диагноз и вперед — в аптеку за спасением! От насморка, переедания, ушибов и растяжений и даже боли в сердце. В этом и заключается глупость.
Во-первых, каждый человек индивидуален. Одной таблетки от всех болезней для всех людей нет: что одному на пользу, то другого может погубить.
Во-вторых, разобраться в этом хитросплетении человеческого организма, причин болезней, симптомов, подходящих и нужных лекарств может только врач. Впрочем, в последнее время нередко рецепты в поликлиниках выписывают на оборотной стороне листовок с рекламой дорогих зарубежных препаратов. Доходит и до того, что просто карандашом обводят «нужные» и вручают листовку как рецепт, забывая в том числе об отечественных аналогах, которые в разы дешевле.
В-третьих, если вернуться к телерекламе лекарств, рассказывая в ней о превосходных свойствах той или иной таблетки, ни слова не говорят о противопоказаниях по ее применению. Например, купив очередную порцию «незаменимого» для желудка средства, прочтите инструкцию. Побочные действия у «помощника» в переваривании съеденного — аллергические реакции, диарея, запор, тошнота, дискомфорт в эпигастральной области, повышение уровня мочевой кислоты в плазме крови. А самое главное, что препарат противопоказан при остром панкреатите или обострении хронического. Реклама об этом умалчивает. Вероятно, слишком долго и дорого рассказывать о таких подробностях в телевизионных роликах.
Знаменитый порошок «от всех бед» при простудах противопоказан при заболеваниях крови, нарушениях функции печени или почек, при артериальной гипертонии, кровоточивости десен. А небезызвестный благодаря рекламе спрей для носа может вызвать сухость и жжение в носоглотке, тошноту и головную боль. Также он противопоказан при нескольких хронических заболеваниях.
В рекламе лекарственных препаратов нередко содержатся заведомо ложные утверждения. Например, что они «природного», то бишь растительного, происхождения и абсолютно безвредны для всех. Это, как вы поняли, успокаивающие средства с седативным действием. Если верить рекламе, они состоят из комплекса экстрактов всем хорошо знакомых лекарственных трав. Однако, согласно инструкциям по применению, препараты могут вызвать головокружение, вялость, чувство усталости, сонливость, снижение концентрации внимания, кожную сыпь, бронхоспазм, мышечную боль, судороги, рвоту, изжогу, диарею или запор. И противопоказаны страдающим желчекаменной болезнью.
Подобных примеров множество. Так, потребитель чаще всего и не догадывается о том, что некоторые антибиотики негативно влияют на нервную систему, а препараты, содержащие сахар, могут ухудшить состояние больного диабетом.
Иными словами, не совсем понятен смысл повсеместной рекламы лекарств, если посмотреть на ситуацию с точки зрения заботы о здоровье человека. Не зря почти два года назад в Беларуси собирались отменить рекламу медпрепаратов. Но, к сожалению, так и не собрались. В июне 2013-го заместитель министра торговли Ирина Наркевич во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА, где шла речь об ужесточении требований к рекламе лекарств, сказала: «Возможно, в перспективе, учитывая широко распространяющееся самолечение граждан и его негативные последствия для здоровья, следующим шагом будет запрет на рекламу лекарственных средств». При этом отметила, что такой вариант уже рассматривался при обсуждении изменений в закон о рекламе. И в международной практике такие случаи есть. Действительно, во Франции запрещена реклама безрецептурных препаратов, кроме той, которая распространяется фармацевтами в рамках своей профессиональной деятельности в аптечных учреждениях. В Норвегии действует полный запрет рекламы лекарств на телевидении. Почему же мы продолжаем провоцировать безответственное самолечение? Хорошо, если реклама лекарств наносит вред только тем, что раздражает телезрителя. А ведь немало таких, для которых это и диагноз, и рецепт, и риск непоправимых последствий. Лучше всего — и вам не хворать!