Играм «Зарница» и «Орленок» уже почти полвека, но они остаются любимыми состязаниями минских школьников

Кто из ребят не любит военно-патриотические игры «Зарница» и «Орленок», тот просто не знает, что это такое. 

Этим играм уже почти полвека, но они остаются самыми любимыми состязаниями школьников. И, думается, могут составить хорошую альтернативу компьютерным сражениям.

Один за всех и все вместе

Среднюю школу № 209 можно смело назвать учреждением по воспитанию патриотов. Здесь действуют два почти одноименных клуба – «Патриот» и «Юный патриот». 15 лет назад учитель географии Геннадий Кулицкий собрал в клуб сильных, смелых и ответственных старшеклассников, желающих узнать, что такое воинская доблесть и дисциплина, отвага и честь. Объединение быстро стало популярным среди школьников, туда стали проситься ученики средних классов. Поэтому в 2003 г. в учреждении создали еще один клуб под названием «Юный патриот». В него вошли ученики 6–8-х классов. Между объединениями, естественно, есть преемственность. А так как состав участников клубов постоянно обновляется, то к концу обучения в учреждении почти 60 % учеников проходят через патриотическую школу. И это при том, что туда не принимают всех желающих. Ребенок должен быть физически крепким и обладать какими-нибудь талантами. Вообще члены патриотических клубов, как рассказала заместитель директора по воспитательной работе 209-й школы Наталия Машук, – «боевые единицы» в учреждении. Им поручают самые важные дела, зная, что все будет выполнено наилучшим образом.

На протяжении учебного года ребята тренируются, готовясь к участию в разных состязаниях, занимаются поисковой деятельностью, встречаются с ветеранами войны и труда, курсантами Военной академии и военных факультетов вузов, посещают воинские части, музеи, памятные и исторические места нашей страны.

– Команды формируются уже в сентябре, – продолжает заместитель директора. – И сразу начинается подготовка. В основном ребята занимаются в шестой школьный день и после уроков. Наши патриоты – победители и призеры районных, городских и республиканских соревнований «Зарница», «Орленок», «Служу Отечеству», «Аты-баты, буду солдатом!», «Снежный снайпер», «Защитник Отечества», «Здоровье», по пожарно-спасательному и стрелковому спорту. Двое ребят выполнили нормативы мастера спорта по пулевой стрельбе, один – кандидата в мастера спорта, семеро получили первый разряд и 38 – массовые. Одно из направлений работы клуба – подготовка к военной службе, к поступлению в военные и силовые учебные учреждения. И, надо сказать, наши выпускники ежегодно становятся студентами этих вузов.

В нынешнем году победу в финале конкурса «Орленок» завоевала команда «Патриот», которую возглавила ученица 8-го класса Арина Сенчук. Для девушки соревнования на республиканском этапе были уже третьими по счету. Когда она училась в младших классах, то участвовала в «Зарнице», а два последних года – в «Орленке» и оба раза в роли командира отряда. Девушка признается, что игры дарят незабываемые эмоции и адреналин.

– «Зарница» и «Орленок» – командные соревнования, – отмечает Арина. – Поэтому успех зависит от каждого, от умения слушать и понимать друг друга, от ответственности одного перед другим. Сама игра состоит из множества конкурсов. Нам нужно было творчески представить свою команду, нарисовать боевой листок, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, преодолеть завалы, рвы, крутые спуски и подъемы, искать мины, перевязывать раненых, стрелять, собирать автомат. Мое самое любимое состязание – конкурс смотра и строя. В нем очень многое зависит от командира отряда.

Под стать

Ученики средней школы № 2 в военно-спортивных состязаниях новички, участвуют всего второй год, но уже сумели в них отличиться.

– Готовились к победе, вот и получили первое место в республиканском финале конкурса «Зарница», – отмечает заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 2 Татьяна Сивцова.

– Патриотическое воспитание в нашем учреждении в приоритете. Школа молодая, только четвертый учебный год завершили. И все это время мы работали над проектом «Память».

А возник он случайно. Ученики школы отдыхали в палаточном лагере под Борисовом у деревни Корсаковичи, где обнаружили безымянную могилу. Ребята заинтересовались, кто в ней погребен. Проведя расследование, выяснили, что там захоронены жители Корсаковичей, расстрелянные фашистами в годы Великой Отечественной войны. Благодаря поддержке своих родителей и сегодняшних жителей деревни школьники привели захоронение в порядок, установили новый памятник, табличку. Проект скоро стал общешкольным, к поисковой работе подключились и другие ученики.

В прошедшем учебном году в школе открыли музей чести и доблести воинов-интернационалистов. Сбором материалов к нему занимались все те же юные следопыты. На базе музея планируется открыть экспозицию, посвященную солдатам Великой Отечественной. Ребята занимаются поиском экспонатов для нее.

По мнению Татьяны Сивцовой, игры помогают раскрывать в детях такие чувства, как патриотизм, коллективизм. В первую очередь это относится к «Зарнице» и «Орленку». Ребят даже не приходится мотивировать в них участвовать. Желающих всегда много. Тем более что в учреждении есть условия для подготовки команды к состязаниям. Здесь работает внешкольный центр допризывной подготовки, работники которого помогают ребятам отчеканить шаг для конкурса смотра-строя и в двух тирах отработать стрельбу.

В нынешнем году в республиканском финале конкурса «Зарница» от 2-й школы участвовали 4 девчонки и 6 мальчишек – все ученики 7–8-х классов. Для своей команды ребята придумали название «Неман», так как все практически живут на одной улице – Неманской. Командиром выбрали восьмиклассника Даниила Ланкина – разносторонне талантливого молодого человека: и на фортепиано играет, и спортом серьезно увлекается. «Зарница» состоит из 10 разных конкурсов, и каждый оценивается отдельно. О высоком уровне подготовки команды «Неман» можно судить по количеству первых мест. Так, на городских соревнованиях ученики 2-й школы стали первыми в шести конкурсах, а на республиканских – в трех.

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ