ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Откровенность, смелость высказываний, свобода суждений — чем запомнился писатель Андрей Макаёнок
12 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения народного писателя БССР Андрея Макаёнка. Многим из нас сегодня трудно даже представить, какой отклик вызывали пьесы Андрея Макаёнка у современников, как радовались актеры, получая роли в спектаклях по его произведениям. Накануне 100-летия со дня рождения прославленного белорусского драматурга корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с теми, кто знал его, общался с ним, любил его и его творчество. Юбилей — это повод вспомнить, подумать, перечитать заново произведения классика. И убедиться: время его пьес не прошло, к ним еще стоит обращаться.
В круге света
Дочь Андрея Макаёнка Алла Гаврилович, кандидат филологических наук, доцент МГЛУ:
— Папа был для меня светочем в жизни. Его ум, обаяние, чувство юмора, сила духа, талант — все это осталось навсегда со мной.
Одни из самых ярких и приятных воспоминаний связаны с нашими визитами на дачу, которая располагалась недалеко от Ждановичей. В семье это называлось «ездить в лес». Добирались мы туда с приключениями: дороги оставляли желать лучшего. На даче каждый получал свое задание. Я обычно собирала на огороде овощи, помогала маме в готовке, убирала дом. По соседству жили народный артист СССР Борис Платонов, народный артист БССР Дмитрий Орлов, писатели Иван Шамякин, Иван Мележ, Максим Лужанин, Алексей Кулаковский. Наведывались друг к другу в гости, общались, дружили. Там царила особая, творческая атмосфера.
Папа был доброжелательным, с прекрасным чувством юмора, что называется душа компании. В свободное время любил рисовать, мастерить. Делал полки для книг, нам с братом соорудил персональные затейливо покрашенные скамеечки, в лесу повесил качели на радость всей детской братии. А еще вырезал из дерева автопортрет, которым очень гордился.
Работал папа на даче в своем кабинете на втором этаже. Обычно усаживался за стол вечером, часто засиживался до поздней ночи. Когда он творил, в доме все замирало, соблюдалась полная тишина. Иногда папа читал нам с братом Сергеем отрывки, монологи из пьес. Он обладал артистическим талантом, слушали его с необыкновенным интересом. Это был театр одного актера! Наверное, мы первыми услышали «Затюканного апостола». Увиденный в 19 лет спектакль по этой пьесе в постановке Бориса Луценко показался мне одним из наиболее удачных и по режиссуре, и по музыкальному оформлению, и по актерской игре. Хотя и другие постановки всегда воспринимала с восторгом и трепетом.
Нас с братом папа никогда не наказывал. Ему достаточно было посмотреть с укоризной, и становилось понятно: мы поступаем неправильно, он нами недоволен. Учил быть добрыми, справедливыми, понимать и уважать других. Часто говорил: «Категоричность — удел ограниченных». Отец надеялся, что я пойду по его стопам. В детстве писала небольшие рассказы. Но дальше этого не пошло. Решила поступать в иняз. Продолжила учебу в аспирантуре, как хотел папа. 16 ноября 1982 г. отца не стало — догнала война. В 1942-м в Крыму он получил тяжелое ранение, в ступнях остались осколки, которые мешали двигаться. Они-то и сократили ему жизнь.
Он умер в 62 года, когда моей дочери Даше было 4 года, а Маше — дочери брата Сергея — всего 10 дней. Сегодня они уже взрослые. Мария окончила колледж в Нидерландах, Дарья — лингвистический университет. Думаю, обеими внучками папа гордился бы.
На «Победах» наперегонки
Татьяна Шамякина, профессор, доктор филологических наук:
— Андрей Макаёнок был самым близким другом отца. Мне кажется, так, как они, в наше время уже не дружат. Они были очень разными по характеру, темпераменту, творчеству. Андрей Егорович более темпераментный, взрывной, очень остроумный. Но по-человечески оба оказались необыкновенно близки. Объединяли их землячество (отец родом из Добрушского, а Макаёнок — из Рогачевского района Гомельской области), военное прошлое, духовные устремления, надежды, мечты, высокие порывы.
Весной наша семья часто выезжала за город, чтобы посмотреть ледоход, разливы рек, вдохнуть запах первых подснежников. Обычно к нам присоединялся Андрей Макаёнок с женой Еленой Сергеевной и детьми Аллой и Сергеем. Никогда не забуду, как писатели устраивали гонки на своих «Победах». Уже зрелые мужчины, известные деятели культуры, а вели себя как мальчишки!
Макаёнок знал меня с рождения. Когда повзрослела, делился со мной интересной информацией из жизни литераторов — классиков и современников, своими взглядами на происходящее в стране, мире. Отцу не очень нравилось политическое «просветительство» юной девушки, он был более осторожным. Но я благодарна судьбе за роскошь общения с Андреем Егоровичем. Его откровенность, смелость высказываний, свобода суждений произвели неизгладимое впечатление и остались в памяти навсегда.
П’есы Макаёнка яшчэ будуць ставіць
Сцяпан Лаўшук, доктар фiлалагiчных навук, прафесар, член-карэспандэнт НАН Беларусi:
— Любая драматургія нясе адбітак свайго часу. Але гэта не значыць, што яна не знаходзіць водгуку ў нашчадкаў. Упэўнены: п’есы Андрэя Макаёнка яшчэ будуць ставіцца і застануцца цікавымі і будучым гледачам. Драматургія Макаёнка вялікая. Ён асэнсоўваў праблемы сучаснасці, але працаваў і для таго, «каб людзі не журыліся».
«Усе мае родзічы — калгаснікі», — запісаў у адной з анкет Макаёнак. Большасць яго твораў прысвечана сельскай рэчаіснасці, якая, безумоўна, вельмі змянілася. Але ў кожнай п’есе Макаёнка ўзнімаецца пытанне сацыяльнай справядлівасці, а гэта заўсёды актуальна.
Колькі папрокаў у свой час выпала «Лявоніхе на арбіце»! А яна прайшла з фенаменальным поспехам у розных тэатрах Савецкага Саюза. У Беларусі тады не засталося амаль ніводнага кутка, дзе купалаўцы не выступілі б з гэтай камедыяй.
Ці іншы прыклад. У самым пачатку творчага шляху Андрэй Макаёнак напісаў п’есу «З кірмашу» (потым ён назаве яе «Пагарэльцы»). Там закранута тэма сталінскіх рэпрэсій 30-х гадоў XX стагоддзя. Ці гэта п’еса страціць сваё значэнне?
Трагікамедыя «Зацюканы апостал» таксама вельмі няпроста прадзіралася на сцэну, яе спачатку забаранялі. Макаёнак падкрэсліваў: падзеі адбываюцца далёка ад Беларусі. Але сувязь з нашай рэчаіснасцю ўсё роўна адчувалася і насцярожвала цэнзуру. А потым п’есу паставілі каля 160 тэатраў Савецкага Саюза.
Застануцца цікавымі для будучага гледача, на мой погляд, і «Верачка», і «Святая прастата», і «Дыхайце эканомна», і іншыя творы.
У Макаёнка было вельмі зоркае і вопытнае вока — да жыцця, да людзей, да таленту. Аднойчы пайшлі з ім у тэатральна-мастацкі інстытут на выпускны спектакль «Грошы для Марыі». Віктар Манаеў іграў там эпізадычную роль, але Андрэй Ягоравіч звярнуў маю ўвагу менавіта на яго і падкрэсліў: «Вось пабачыш, які з яго будзе акцёр». Як у воду глядзеў. Віктар Манаеў сёння народны артыст Беларусі. Зорка Галіны Макаравай узышла таксама дзякуючы Андрэю Макаёнку. Яна і Генадзь Аўсянікаў з’яўляліся яго любімымі акцёрамі.
Андрэй Ягоравіч быў вельмі шчодрым. На прэм’ерах яго п’ес сталы ламаліся ад пачастункаў, ён многім неаднойчы пазычаў грошы, дапамагаў. За сваё жыццё я мала сустракаў такіх надзейных людзей, як Андрэй Макаёнак. Ён ніколі не здраджваў сваім сяброўскім прыхільнасцям.
«Я працую Макаёнкам»
Аляксей Дудараў, лаўрэат Дзяржаўнай прэмii СССР, заслужаны дзеяч мастацтваў Рэспублiкi Беларусь, старшыня Беларускага саюза тэатральных дзеячаў:
— Неаднойчы ад розных людзей чуў такую гісторыю. Неяк Макаёнка паклікалі ў ЦК Кампартыі Беларусі. Аднаму з ідэолагаў не вельмі спадабалася напісанае драматургам, і ён пачаў распякаць творцу. Макаёнак слухаў-слухаў, а потым не вытрымаў: «А пайшоў ты… Ты мяне з работы не звольніш: я працую Макаёнкам». Можа, гэта і байка. Але, па сутнасці, ў ёй — характар Андрэя Ягоравіча: прынцыповага, смелага, эмацыянальнага, неабыякавага.
Памятаю, як пазнаёміўся з ім. Патрэбна была прадмова да маёй п’есы «Парог», якую рыхтавалі да друку. Параілі звярнуцца да Макаёнка. Тады гэта быў мэтр! Перадаў сваю п’есу яму і праз некаторы час патэлефанаваў. І чую: «Я нічога яшчэ не напісаў, але прыходзь зараз да мяне, паразмаўляем». Згаджаюся і бачу там Шамякіна. А Макаёнак, звяртаючыся да яго, кажа: «Во, Ваня, гэты хлопец такую п’есу напісаў, што я пазайздросціў». У мяне нават мову адняло. Цэлы вечар два вядомыя пісьменнікі як роўныя са мной размаўлялі. Асабіста для мяне Макаёнак і сёння застаецца настаўнікам, хоць па ўзросту я ўжо старэйшы за яго. Ён быў чалавекам свайго часу, заўсёды імкнуўся гаварыць праўду. А таксама вельмі тэатральным чалавекам, таму яго любілі артысты. І ён шмат каму дапамагаў.
Подготовила Ольга Александрова
Фото из семейного архива Аллы Гаврилович и архива БелТА