Американский писатель Роберт Шекли сказал однажды: «Самое обидное, что в информационной войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду, он ограничен правдой, лжец может нести все что угодно». Мысль интересная, но не бесспорная.
Оголтелая ложь может привести к контррезультату.
Наглядный пример — попытки ошельмовать победу советского народа в Великой Отечественной войне. Чего в последние годы не наговорили, не понаписали «либералы» от истории. Про соперничество двух тиранов, миллионы напрасно загубленных жизней и тому подобное. Чем все закончилось? Подъемом национального самосознания народов-победителей. В Беларуси День Победы сегодня — главный праздник, причем отмечается он более широко, чем 20-30 лет назад. И будет оставаться красной датой календаря на долгие годы, так как любая нация всегда с вызовом реагирует на пренебрежение к своей истории. Внешние нападки на историческую память страны даже из аполитичного гражданина делают искреннего патриота.
Другое дело, что информационные войны не прекратятся, пока существуют государства. Слово — самое действенное оружие всех времен и народов. Потому что, в отличие от производства бомбардировщиков, не стоит ничего, разве что требует оплаты услуг политологов и агентов влияния. Зато эффект зачастую превосходит авианалеты. Еще один пример из военной истории, на этот раз 1812 года. Вторжение Наполеона в Россию было отмечено рядом крестьянских бунтов. Накануне французские агенты разнесли по селам весть, будто Наполеон выставил российскому императору ультиматум, требуя отмены крепостного права. И только получив отказ, вводит на территорию противника войска.
Для ведения информационной войны нет необходимости действовать в лоб. Навязываемая точка зрения не должна вызывать отторжения, наоборот, должна быть комплиментарной. Взгляните на себя. Если другой человек, перед тем как что-либо попросить, наговорит в ваш адрес множество лестных слов, вы, скорее всего, ему не откажете, хотя еще несколько минут назад поступили бы иначе. Это лишь частный случай практики манипулирования сознанием.
Сегодня благодаря Интернету информационные вбросы в умы следуют постоянно. Здесь опять уместно вспомнить Роберта Шекли. Даже если в медиапространство вброшена откровенная ложь и ее можно опровергнуть фактом, удар достиг цели. Что называется, осадочек-то остался, эмоции в голове отложились. Еще несколько таких камешков-осадочков — и у человека формируется определенная точка зрения, причем он будет считать, что такую позицию занял самостоятельно. И если традиционные газеты, радио и телевидение действуют в рамках правового поля, то есть несут ответственность за сказанное, то сетевые ресурсы, как правило, никому не подконтрольны, тем не менее позиционируют себя как полноценные СМИ.
Защиту своих граждан от воздействия деструктивной информации, прежде всего в интернет-пространстве, ставят на первый план все государства. Новые подходы в обеспечении информационной безопасности страны рассматривались и на недавнем совещании у Президента Беларуси. Как подчеркнул Александр Лукашенко, мы должны уметь противостоять атакам, которые предпринимаются на страну. По итогам совещания принято решение создать специальную аналитическую структуру, которая будет мониторить информационные потоки, выявляя в первую очередь те точки напряжения, на которые необходимо реагировать.
Что же, как говорил советский сценарист и режисер Г. Александров: «Войн проигрывать нельзя. На каком-то этапе это превращается в привычку».