Иногда борьба за покупателя перерастала в банальный мордобой. Как торговали со скидками в Минске до революции

Ох как сложно не потерять голову от манящей скидки на предпраздничной акции. Причем актуально это было и более 100 лет назад. С какими еще трудностями приходилось сталкиваться покупателям в начале прошлого века — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Налетай, подешевело

С давних пор минчан не удивить праздничными скидками и акциями. Каждый покупатель в дореволюционном городе знал, что целый месяц перед Рождеством и Пасхой будут длиться распродажи. Например, в первые недели каждого длительного и строгого поста можно было выгодно купить мяса. Цены на него традиционно шли вниз из-за падения спроса и переизбытка товара. Мясники готовились к тому, что накануне поста минчане хлынут на рынок. Вот и задирали ценники, а когда ажиотаж спадал, вынужденно распродавали фактически по себестоимости оставшееся. В то время у них не было возможности отправить вырезку или лопатку в морозилку и вновь попытаться продать ее через пару недель. Этим пользовались рачительные домохозяйки, готовившие деликатесы к наступающим праздникам. Просто колбасы и полендвицы будут немного мягче, провялившись на неделю-две меньше. Вкус от этого хуже не станет, а вот кошелек не усохнет.

Точно так же шла торговля многими сезонными товарами, в том числе непродовольственными. Куда проще распродать десяток пар рукавиц в начале весны, чем отправить их на склад до осени. Слишком велика в то время была вероятность обнаружить через полгода вместо них негодное тряпье. Моль, мыши, плесень или, не дай бог, потоп, пожар заставляли торговцев тщательно взвешивать возможные риски.

Особой популярностью скидки пользовались у беднейших слоев населения. Магазины и лавки премиум-класса редко баловали состоятельных горожан акциями. Владельцы дорожили репутацией и строго следили за качеством своего дорогостоящего товара. Не распроданные вовремя продукты они сбывали небольшими партиями в рестораны.

С руками отрывали

Скидки и акции, различные торговые уловки призваны ослабить бдительность покупателя. Давно известно, что хорошее настроение заставит расстаться с деньгами куда быстрее, чем агрессивный маркетинг, приносящий солидную разовую прибыль, но во все времена больше всего раздражающий покупателей. Из-за него в дореволюционном Минске ходить на рынок было опасно не только для кошелька. Можно было лишиться даже одежды. Газеты постоянно рассказывали о нравах городских продавцов. Стоило только потенциальному покупателю завести разговор, как они тут же хватали за руку и силой тащили к прилавку. Горе тому, кто вступил в спор сразу с двумя лавочниками. Торговцы порой так усердствовали в попытке выхватить покупателя из рук конкурента, что отрывали рукава не только у легких рубах, но и у пальто. После такого «приглашения» ни о какой покупке речь уже не шла. Предстоял разговор с полицией, а возможно, и судебное разбирательство с обоими торговцами по факту порчи имущества.

Иногда борьба за покупателя перерастала в банальный мордобой.

Вторая напасть — назойливость. Торговцы, завладев вниманием покупателя, тут же начинали предлагать ему ненужный товар. Можете представить, что вам дают «скидку на вторую покупку», «два по цене одного», «купи три и получи подарок», пытаясь присоединить, например, к приглянувшейся рубашке абсолютно ненужные вам перчатки, галстук, ремень, галоши или платочек для супруги. Лишь твердость и непреклонность позволяли уйти из магазинчика с одной покупкой.

Самыми докучливыми во все времена считались нелегальные торговцы и продавцы товаров вразнос. Так, в 1911 г. городская финансовая комиссия сетовала, что «торговки зеленью вразнос в корзинах занимают места на базаре и создают как бы импровизированные ряды для торговли, препятствуя движению публики». Не правда ли знакомо? Лоточники занимали все людные подходы к рынкам. Постоянно прорывались на центральные улицы, где торговля вразнос категорически запрещалась. В канун зимних праздников они надоедали минчанам предложением таких заморских фруктов, как апельсины или мандарины.

Назойливые торговцы в неустановленных местах вызывали гнев горожан и в советское время. Например, в 1921–1922 гг., в самом начале нэпа, они облюбовали подходы к Дому труда (здание сохранилось, ныне площадь Свободы, 23). Туда ежедневно шли тысячи горожан за распределением на работы. Вот лоточники и пытались продать им всевозможные товары, начиная от продуктов и заканчивая полезной мелочью. Избавиться от них не помогали ни жалобы, ни обращения в газеты.

Предметы роскоши

Жаловались минчане на товары не ко времени. Например, в дореволюционные годы бурю возмущения вызывали первые мороженщики. Они выходили на улицы ранней весной и продавали холодное лакомство детворе. Родители считали, что это настоящее преступление, ведь на улице еще морозно и дети могут заболеть. Точно так же воспринимали горожане и торговцев первыми дарами сада и огорода. Овощи и фрукты стоили втридорога, а были еще недозрелые.

В конце 1922 г. многие минчане вообще считали торговцев преступниками. Зарплата простых рабочих не поспевала за гиперинфляцией. А продавцы пересчитывали цены товаров ежедневно, а то и несколько раз в день. Тогда же появились новые товары «не ко времени». Например, читатель газеты «Звезда» заметил, что в кооперативе «Объединенный совработник» пайщикам предлагают предметы роскоши. Зачем простым рабочим пудра, духи и одеколон? Ведь они создавали кооператив не для того, чтобы баловать себя такими товарами, а ради решения насущных проблем: покупки хлеба, круп, картофеля и самого необходимого для советских работников.

Председателю временного правления кооператива пришлось оправдываться за то, что у них оказались предметы роскоши. Когда в августе 1922 г. создавался «Объединенный совработник», сразу закупили несколько партий различных товаров, в основном продукты питания, соль и сахар, одежду, обувь, мануфактуру. Удалось приобрести «большое количество колбасы, сыру, кофе, чаю, посуды разной и массы других предметов широкого потребления». Зная, что деньги стремительно обесцениваются, решили все средства вложить в товар. Вот и купили еще 60 коробочек пудры, 52 флакона духов и 119 — одеколона. К декабрю в кооперативе как раз и остались лишь самые невостребованные пайщиками товары.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ