Инстаграм Льва Толстого заполнили в школе № 70

Попробуйте представить, что мог постить в социальных сетях классик Лев Толстой, если бы жил в наши дни? С такого вопроса начался 16 октября открытый урок русской литературы в столичной средней школе № 70, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Не самый обычный формат, да и время урока — полчаса вместо 45 минут — объясняется просто: школа № 70 им. Л. Н. Гуртьева в очередной раз принимает финал V Международного конкурса педагогов русского языка и литературы. И открытый урок по биографии и творчеству Льва Толстого — одно из конкурсных заданий для 12 лучших учителей, которые представляют 9 стран.

Роль первопроходца, согласно жребию, выпала преподавателю из Нижнего Новгорода Ирине Нестеровой. Улыбчивая и очень энергичная, она, похоже, ничуть не волнуется. Хоть урок и проходит в непривычной для нее аудитории и с незнакомым классом.

Самое сложное это попытаться объять творчество Льва Николаевича Толстого за полчаса, — отмечает Ирина Нестерова. — Но преподаватель — это профессионал, который умеет работать даже в таком цейтноте.

Познакомиться с 11-классниками, разговорить их, вывести на диалог и даже диспут — на всё про всё у Ирины Петровны ровно 30 минут.

За этим следит и строгое жюри, и электронный таймер.

— Можно ли считать посты в социальных сетях личным дневником? — преподаватель, поприветствовав учеников, задает провокационный вопрос. Ребята практически хором отвечают утвердительно. Лишь один антагонист нарисовался. Ирина Нестерова хвалит мини-диспут и делает филигранный переход к дневникам легендарного русского романиста. Именно они наравне с выдержками из записных книжек Льва Толстого лягут в основу урока.

А пока преподаватель предлагает заполнить страницу классика в Instagram. По иллюстрациям, дошедшим до нас, Лев Николаевич в молодые годы вполне себе укладывается в понятие «золотая молодежь».

Студент престижнейшего Казанского университета России, он мог позволить себе орловский выезд — самое роскошное по тем временам средство передвижения, шинель подбитую бобром — между прочим, не каждый чиновник щеголял в такой, — со вкусом рисует образ писателя Ирина Нестерова, подтверждая слова изображениями с проектора. — Согласитесь, успешный и благополучный молодой человек, которого, по всем данным, день грядущий не должен был заботить. Но вчитавшись в его дневники, мы видим, какими сомнениями он был охвачен, в каком стремлении к самосовершенствованию находился.

Ловлю себя на мысли, что в данном случае не столь важно о ком идёт речь (да простит мне такую крамолу Лев Николаевич), а как эта речь идёт. С каким чувством и, главное, как вовремя Ирина Нестерова цитирует отрывки стихов, как мастерски переходит от плавного и неспешного повествования к неожиданным и хлёстким вопросам. А главное: как быстро находит общий язык с учениками. Одиннадцатиклассники рассуждают и обсуждают, оживленно дискутируют. Понятно, что в любом коллективе есть лидеры и те, кто предпочитает отмолчаться. Ирина Петровна вежливо, но непреклонно не позволяет никому оставить мнение при себе.

Домашним заданием для ребят стало эссе на тему (созвучную теме урока) «Что я такое. К началу пути».

— Обязательно проконтролирую, чтобы все оценки за эссе были выставлены, — со всей серьезностью заявляет Ирина Нестерова.

Компетентное жюри делает пометки в блокнотах и поздравляет коллегу с блестяще выдержанным испытанием.

Тем временем к уроку готовится самая юная финалистка «Хрустальной чернильницы — 2018», студентка одного из старейших университетов Италии Sapienza — Università di Roma Джулия Пруденте. Ей, кажется, будет особенно сложно: преподает в начальной школе, а открытое занятие предстоит вести у 11-классников.

— Новая аудитория? Ну и ничего страшного, — бодрится Джулия. — Буду вести урок как обычно и постараюсь не заострять внимания на том, что в классе еще и высокая комиссия присутствует.

Студентка 2-го курса, она преподает музыку в начальных классах Русской школы в Риме. Со следующего года собирается давать уроки и в более старших классах — 6-м и 7-м.

— Мне очень нравится русский, наверное, даже больше, чем итальянский, — откровенничает девушка. — В этом большая заслуга мамы. Она у меня уроженка Санкт-Петербурга, которая и привила любовь к этому многогранному языку.

Напомним, в финале международного конкурса сошлись 12 учителей из Беларуси, Грузии, Италии, Казахстана, Молдовы, России, Словакии, Украины, Узбекистана. Представители каждой — настоящие профессионалы, лучшие в своем деле. Поэтому не так важно, куда разъедутся главные призы — «Хрустальные чернильницы» в золоте, серебре и бронзе. Как грамотно отметил отец-основатель конкурса, президент международного педагогического клуба Александр Кондряков:

— В нашем деле побежденных нет. Каждый из участников — уже настоящая звезда.

Фото Сергея Лукашова

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ