Интеллектуальная музыка А. Шнитке прозвучит 4 декабря в Музыкальной гостиной Белгосфилармонии
Музыкальная гостиная Белгосфилармонии 4 декабря приглашает на уникальный концерт «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения». Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала художественный руководитель Музыкальной гостиной Белгосфилармонии, известная пианистка Татьяна Старченко.
— Многие слушатели, хорошо зная это имя, побаиваются идти на концерты Альфреда Шнитке. Все-таки этот композитор, безусловно, гений. Чем гений отличается от просто таланта? Тем, что талант, как правило, понят современниками, а гений опережает свое время и часто лет на сто, — отметила Т. Старченко. — Исторические примеры Бетховена, Моцарта, Баха говорят о том, что гений нужен каждому последующему поколению больше, чем предыдущему. Думаю, та же история случилась и со Шнитке. Он писал музыку, которая актуальна и сейчас и, я уверена, будет актуальна еще столетия.
Как любой композитор XX века, Шнитке зарабатывал еще и тем, что писал музыку для кино — к фильмам «Осень», «Как царь Пётр арапа женил», «Экипаж», «Сказка странствий». Это все примеры того, как гениальный человек может создавать стилистически очень разную музыку.
Пианистка призналась, что к А. Шнитке у нее особое отношение:
— Я училась в консерватории в Нижнем Новгороде. В СССР она всегда считалась авангардной. Именно ей принадлежит первый опыт проведения фестивалей современной музыки в 1960-1970-х годах, которые организовали композитор Дмитрий Шостакович, народный артист РСФСР, главный дирижер Горьковского народного оркестра Израиль Гусман и виолончелист Мстислав Ростропович. В 1980-х в Нижегородской филармонии (сейчас она носит имя Шнитке) впервые состоялся фестиваль музыки Альфреда Шнитке. Он стал культурным взрывом в Советском Союзе. Тогда я впервые увидела Альфреда Гарриевича, услышала его Concerto Grosso № 1 и ставшее легендарным произведение «История доктора Иоганна Фауста» и поняла, какое воздействие его музыка производит на людей.
В первом отделении концерта 4 декабря прозвучат две сюиты А. Шнитке — «Пушкин-сюита» и «Гоголь-сюита». Татьяна Старченко исполнит их вместе с пианисткой Мариной Ромейко. Первое произведение было создано по рисункам Пушкина, его фрагменты прозвучали в кинофильме «Осень» Андрея Смирнова. А «Гоголь-сюита» была написала для спектакля театра на Таганке. Оба произведения — для оркестра, их переложения для двух роялей сделал белорусский пианист Валерий Боровиков.
Во втором отделении слушателей ждет Concerto Grosso № 1 — музыка сложная, интеллектуальная, удивительная. Она прозвучит в исполнении ансамбля солистов — лучших музыкантов Беларуси.
Солировать в Concerto Grosso будут скрипачки Екатерина Пукст и Марина Новак, а руководить процессом исполнения — дирижер Валерия Рыбинская.
Начало в 19:00.