Ирина Старовойтова: «Система образования обязана постоянно развиваться и совершенствоваться»

Совершенствование системы образования, билингвизм и идеи социального равенства обсудили 21 марта ученики столичной гимназии № 61 на встрече с первым заместителем министра образования Ириной Старовойтовой, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Первый заместитель министра образования Беларуси Ирина Старовойтова
Фото из архива агентства «Минск-Новости»

Встреча прошла в рамках информационно-образовательного проекта «Школа активного гражданина». Тему беседы «Я — гражданин Республики Беларусь» приурочили к знаковому событию — 25-летию Конституции.

Правда, вопросов, касающихся прав и обязанностей гражданина, было немного. Основной интерес учащихся, учитывая высокий ранг гостьи, сконцентрировался как раз на теме образования.

Особенно волновал гимназистов вопрос возможных реформ. Что, впрочем, неудивительно, ведь основная часть присутствовавших — ученики 9-х, 10-х и 11-х классов, которым уже совсем скоро предстоит покорять ссузы и вузы.

Система образования обязана постоянно развиваться и совершенствоваться. Вместе с тем министерство пристально следит за тем, чтобы ни одно совершенствование не стало потрясением, отметила И. Старовойтова. — Любые изменения должны быть тщательно выверены, в том числе с учетом анализа образовательных систем других стран. Главное правило — это сохранить все лучшее, что сформировалось в отечественной системе образования за многие годы и преумножить эти достижения.

Один из старшеклассников поинтересовался, когда в учреждениях образования собираются внедрять белорусский язык. Своеобразный вопрос, учитывая официальный билингвизм.

Сегодня 47 % учреждений общего среднего образования республики предоставляют возможность изучения белорусского языка, — подкрепила ответ цифрами И. Старовойтова. — Могу с уверенностью сказать, что в стране созданы все необходимые условия, чтобы учащиеся могли свободно сделать выбор, на каком языке получать образование. И я категорически против любого противопоставления белорусского языка русскому. В Конституции четко прописаны два государственных языка.

Право выбора есть и в рамках дошкольного образования, подключилась к диалогу начальник управления образования администрации Московского района Алла Куницкая. — Сегодня в каждом саду есть возможность набрать группу деток, родители которых хотят, чтобы обучение и воспитание велось на белорусском языке. Государство предоставляет здесь абсолютную свободу выбора. Вопрос в том, насколько сами ученики окажутся готовы к переходу исключительно на белорусский язык?

Один из 11-классников поинтересовался, возможна ли отмена экзаменов при поступлении в гимназию. При этом дал понять, что сам он к такому возможному повороту событий относится отрицательно. Мол, должна присутствовать дифференциация по уровню интеллекта.

А вы поддерживаете идею социального равенства? вопросом на вопрос ответила И. Старовойтова и, дождавшись утвердительного кивка озадаченного подростка, продолжила: — Тогда почему считаете, что людей необходимо разделять на более интеллектуально развитых и менее?

Гимназист попытался увильнуть от прямого ответа, дескать, имел в виду, что одни воспринимают информацию лучше, другие хуже.

Педагог — это профессионал, который умеет донести информацию до каждого ученика, подчеркнула первый заместитель министра. — Мое мнение основано на собственном немалом педагогическом опыте: обучить можно любого ребенка. И вопрос не в восприятии информации, а в количестве времени, которое необходимо на усвоение материала. Одному ученику понадобится одно занятие, другому — четыре дополнительных.

Справочно

Единый день информирования под общим девизом «ШАГ» — «Школа Активного Гражданина» — в нынешнем учебном году проходит каждый четвертый четверг месяца для учащихся 9-11-х классов. В этот день в школы приходят государственные и общественные деятели, представители органов государственного управления, депутаты, медийные персоны, общение с которыми помогает формировать личностные качества и убеждения учащихся.  

ТОП-3 О МИНСКЕ