1200h90 2

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Белорусский Левитан: Витольд Бялыницкий-Бируля и его «Зимний сон»

Выдающийся пейзажист, проникновенный лирик, передвижник и подвижник живописи Витольд Бялыницкий-Бируля добился признания и в царской, и в Советской России, удостоившись звания народного художника БССР и Российской Федерации. Подробнее о нем — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Гори-гори ясно

Białynicki Birulya by Moravov

Витольд Бялыницкий-Бируля

Незадолго до начала войны в 1939 году в Москве проходила большая выставка «Сталин и люди Советской страны», готовясь к которой художник В. Бялыницкий-Бируля посещал Грузию. Наведался на нее и сам Иосиф Виссарионович.

Генсек со своим сопровождением медленно прохаживался вдоль полотен, но вдруг остановился у пейзажей, которые без труда узнал. Еще бы — на них был изображен город Гори, где родился сын сапожника Иосиф Джугашвили. Обладавший цепкой памятью, хозяин Кремля запомнил фамилию художника, который позднее стал «народным» в обеих братских республиках, где попеременно жил и работал.

Проще всего, конечно, упрекнуть великого живописца в конформизме, но, увы, таковы были правила игры, а кто не желал им следовать, очень сильно рисковал.

Примерно с 1936 года единственным приемлемым творческим методом был провозглашен социалистический реализм. От художника безоговорочно требовалось стать выразителем официальной линии партии, и Бялыницкому пришлось подстраиваться.

«Чайка» на озере

Даже свою биографию великий художник был вынужден в советское время ретушировать, скрывая, скажем, шляхетское происхождение и место рождения. Доподлинно известно, что Витольд Каэтанович Бируля, позже взявший псевдоним Бялыницкий по якобы родному для него Белыничскому району, появился на свет 31 января (12 февраля) 1872-го в усадьбе Крынки Могилевского уезда в семье мелкого арендатора. Отец, служивший в пароходстве, с малолетства брал его с собой в плавание по Днепру, Припяти, Сожу. Рисовать мальчик начал рано и в этих путешествиях открыл для себя красоту родной природы, испытав желание запечатлеть ее.

Но юное дарование отправили к старшему брату в Киев для учебы в кадетском корпусе. Однако призвание оказалось сильнее принуждения, и в 1885-м Витольд перешел в рисовальную школу Николая Мурашко. Спустя четыре года отправился в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, попав на курс к корифеям С. Коровину, В. Поленову и Д. Прянишникову, привившим ему любовь к пейзажной лирике. В Белокаменной Бялыницкий познакомился и сблизился с Исааком Левитаном, работал в его мастерской. В 1892 году полотно белоруса «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей галереи П. Третьяков.

В 1904-м Бялыницкого-Бирулю избрали членом Товарищества передвижников, а через четыре года он был удостоен звания академика живописи. Но по-настоящему знаковым оказался для мастера 1911 год. За полотно «Час тишины» ему присуждены медали на международных выставках в Барселоне и Мюнхене. А за следующую работу «Зимний сон» — бронза в Барселоне.

Картины Витольда Каэтановича пользовались повышенным спросом, и вскоре он приобрел участок в Тверской губернии, неподалеку от озера Удомля. В этих краях творил его кумир и учитель И. Левитан. Свою усадьбу мастер назвал «Чайка», на долгие годы поселившись в ней. Сохранить ее за собой после революции, избежав национализации, стоило ему немалых усилий и изобретательности.

Белорусскому Левитану, как его называли, пришлось писать пейзажи в совхозах, коммунах, на строительстве промышленных гигантов, он трижды побывал в Заполярье.

yvy 1

Картина: «Зимний сон», художник Витольд Бялыницкий-Бируля, 1911 год, холст, масло, 97 × 116 см.
Где находится: Национальный художественный музей Беларуси, зал белорусского искусства XIX — начала XX века.
Приобретена: в 1965 году у Д. Черкеса, Москва.

«Зимний сон» и японские хайку

«Зимний сон» был написан до революции, когда о соцреализме никто из мастеров кисти и резца и слыхом не слыхивал.

В Национальном художественном музее хранятся около 700 работ Бялыницкого-Бирули, — рассказывает научный сотрудник отдела зарубежного искусства Беларуси Юлия Лисай.  Большинство из них — прекрасного художественного уровня. «Зимний сон», написанный зрелым мастером, в сложившейся узнаваемой стилистике запоминается лаконичностью пейзажа. Он в чем-то сродни японским хайку, которые в трех строчках создают удивительную атмосферу. Так и здесь, минимальными средствами, отказом от детализации Бялыницкий написал пейзаж настроения.

«Зимний сон» не является видовым пейзажем (портретом конкретной местности), хотя мы точно знаем, что изображена деревянная церковь Рождества Христова (1705 года постройки) в селе Кезадра на одноименном озере в Тверской губернии. Но не эта информация является основным посланием, которое несет пейзаж.

Минимальным количеством изображенных объектов, отсекая всё ненужное, Бялыницкий дал и настроение, и почти философское высказывание. «Зимний сон» неоднократно экспонировался еще при жизни Витольда Каэтановича.

Уже будучи признанным мэтром, художник продолжил много работать. Во время Второй мировой он, разумеется, не мог избежать военной темы, создавая картины «По следам фашистских варваров» и «Красная Армия в лесах Карелии». Но большая часть работ по-прежнему относилась к пейзажной лирике. В 1944-м Бялыницкий-Бируля удостоился звания народного художника Белорусской ССР, а через три года и аналогичного в РСФСР.

Примерно в это же время живописец вернулся на родину и очень продуктивно поработал в окрестностях Минска. Написанная по итогам поездки в 1947-м «Белоруссия. Вновь зацвела весна» стала одной из немногих работ, оказавшихся в Третьяковской галерее.

Последующие 10 лет прошли для него без потрясений: жил в своей усадьбе, пропадал на этюдах, занимался делами организованной им художественной школы, принимал гостей, охотился. Но силы уже не те, и 18 июня 1957-го в 85 лет В. Бялыницкий-Бируля умер после длительной болезни на любимой усадьбе. Похоронен мастер на Новодевичьем кладбище в Москве.

Подготовил Владимир Петров

Еще материалы рубрики:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Не Питер, но Пэн. Творческий путь знаменитого художника

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Современники называли его рыцарем красоты: Василий Поленов

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Константин Маковский и его полотно, от которого бросает в дрожь

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Рассказываем о судьбе музы и спутницы жизни Михаила Врубеля

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ленин называл героиню этого портрета «Товарищ Феномен»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Соболенко легко разобралась с румынкой на турнире в США

В 1/16 финала престижного турнира серии WTA-1000 в американском Майами белоруска Арина Соболенко 22 марта легко обыграла 102-ю ракетку мира, румынку Елену-Габриэлу Русе, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

screenshot 1 1

Арина Соболенко. Фото из архива НОК

Первый сет завершился со счетом 6:1, а затем румынская теннисистка отказалась от продолжения борьбы, сославшись на травму.

Еще одна представительница Беларуси, 35-летняя Виктория Азаренко, накануне уступила чешке Каролине Муховой. Проиграв первый сет вчистую, во втором она снялась с матча из-за травмы.

ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как из песни про лучок и картошку появилась «Лизавета», и кто исполнил ее страннее всех

Фронтовая песня «Лизавета» из фильма «Александр Пархоменко», написанная в 1942 году, позже прозвучала в исполнении многих, но одна интерпретация кажется крайне странной. Подробности читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

uluchshenaya kopiya

Выбора не было

В период Великой Отечественной советские кинематографисты из Москвы, Ленинграда, Минска, Киева работали в Ташкенте и Алма-Ате.

Именно в столице Узбекистана осенью 1941-го режиссер Леонид Луков начал работу над лентой «Александр Пархоменко» по роману Всеволода Иванова. По сюжету в 1918 году западные республики молодой советской страны оккупировали немцы. Как мы знаем, тогда они похозяйничали и в Беларуси. События же в картине разворачиваются в Украине. Командир одной из дивизий 1-й Конной армии Ворошилова сражается с немцами, а заодно с примкнувшими к ним бандами гайдамаков, белогвардейцев и с формированиями Махно, которого сыграл Борис Чирков. Зрителям после дилогии о молодом большевике Максиме непривычно было видеть артиста в роли отрицательного персонажа. Он пошел на такой шаг намеренно — не хотел оставаться в одном амплуа. Но, когда изучил снимки деяний банды, поговорил с теми, кто знал о подлинных исторических событиях, собирался отказаться. Махно непонятен, маниакально жесток и изворотлив. Однако Луков смог убедить артиста. Тем более на эвакуированной студии особого выбора ролей не было.

В ожидании поэта

Понятно, что цель этого фильма — поднять боевой дух солдат на фронте. Ведь существовала явная параллель: и в 1918-м, и в дни съемок в 1942 году красноармейцы сражались все с теми же немцами. Лента демонстрировала, что враг не так уж непобедим!

437156

Эпического богатыря Пархоменко сыграл Александр Хвыля. Его веселого адъютанта, вчерашнего матроса-анархиста Васю Гайворона, перешедшего на сторону Красной армии, воплотил на экране наш земляк, уроженец Могилёвской губернии Пётр Алейников. Именно он должен был петь песню в сцене свадьбы. Изначально она называлась «Песней Гайворона». Мелодию взялся создать композитор Никита Богословский. И сделал это довольно быстро. Музыканту еще не было и 30 лет, но работал он очень плодотворно. Однако возникла неувязка. День съемок эпизода приближался, а текст для новой песни отсутствовал. Его обещал сочинить поэт Евгений Долматовский. Писатель в качестве военного корреспондента находился на фронте и не спешил ехать в Ташкент. Тогда Богословский не выдержал. Решил, что сам справится с текстом. Оказалось, в отличие от дара музыкального литературным он обладал на любительском уровне. Решил так: поскольку речь о свадьбе, достаточно зарифмовать фразы о всякого рода снеди, и написал:

Лучок да картошка, огурчик соленый,
Мировая закуска в огороде растет!
Что нужно нам в жизни?
Лишь садик зеленый,
Свой зеленый садик-огород.

К удивлению, многих, текст понравился режиссеру, хотя, по воспоминаниям музыканта, Алейников хихикал над прочитанным. На репетициях попробовали спеть песню, выяснилось: мелодия, основанная на народных интонациях, не вяжется со словами. Да и вообще звучит нелепо.

Пришлось ждать Долматовского. Приехал он через две недели и сочинил такие строки:

Ты ждешь, Лизавета,
От друга привета.
Ты не спишь до рассвета,
Все грустишь обо мне.
Одержим победу,
К тебе я приеду
Hа горячем боевом коне.

Этот текст сделал песню более патетичной. Поэтому отказались использовать ее в сцене свадьбы. Она прозвучала в другой части картины. В кадре ее поет персонаж Алейникова. Дублировал вокал солист Большого театра Виталий Власов.

kadr s ranevskoj kopiya

Долгая жизнь

Роли второго плана в фильме сыграли многие в ту пору знаменитые артисты. Например, запомнилась Фаина Раневская в образе таперши с папиросой за пианино. Борис Андреев стал в ленте анархистом, а Татьяна Окуневская — любовницей Махно. Видно, не только Чирков решил поэкспериментировать с персонажами плохишей.

Картину демонстрировали в кинотеатрах неоккупированных советских городов и, конечно, в Москве. Представьте: шла война, а в кинозалах побывали на просмотре фильма более 15 млн зрителей в первый год показов. На фронтах, наверное, его тоже увидели миллионы, но такой статистики нет. Следующей лентой Лукова стали «Два бойца», где звучат шлягеры «Темная ночь» и «Шаланды полные кефали…».

В 1962-м картину «Александр Пархоменко» перемонтировали, убрав сцены со Сталиным и упоминания о вожде. Частично переозвучили персонажа Алейникова. В оригинале он острословил, говорил на блатном жаргоне чрезмерно много. А к 1960-м такое в кино не приветствовали. После реставрации фильм часто демонстрировали по телевидению.

kadr chirkov mahno

Песня, как часто бывало, зажила собственной жизнью. В ленте «Экипаж машины боевой» (1983) ее поют танкисты. А в 1996-м постановщик Александр Рогожкин решил, что этот хит будет уместен в финале картины «Операция «С новым годом» в исполнении Александра Булдакова вместе со сводным хором хирургического отделения больницы.

Пел ее и Иосиф Кобзон. В рок-обработке — Валерий Кипелов. Прозвучала мелодия и в конкурсе «Голос. Дети» на Первом канале России.

Но самой странной остается перепевка Александра Малинина. Ведь по тексту более чем ясно, что герой произведения на фронте и мечтает, что вернется к своей Лизавете живым:

Был я храбрым в бою.
Эх, как бы дожить бы
До свадьбы-женитьбы
И обнять любимую свою!

В «Старых песнях о главном» Малинин поет ее на залитом солнцем поле в образе пастушка с вологодским говором. Одет в белую шляпу с полями и льняную рубаху. Понятно, что все это могло стать задумкой режиссера, а не исполнителя. Только неясно, с кем он должен быть храбрым в бою в предлагаемых обстоятельствах. Разве что с коровами, которых пасет. Словом, с этой интерпретацией явно что-то не так.

Еще материалы рубрики:

ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как «Марш артиллеристов» стал гимном Победы за полгода до взятия Берлина