История пожарного дела Беларуси, каланча и уникальная диорама. Рассказываем тайны «Музея огня»

«Музей огня». Так неофициально называется Центр обучения основам безопасности жизнедеятельности, что действует при Минском городском управлении МЧС. Название родилось несколько десятилетий назад с подачи одного из журналистов «Вечерки». Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал, какие тайны хранит в себе музей без статуса.

Подружиться со стихией

Основу современного «Музея огня» заложила пожарно-техническая выставка, организованная на базе управления пожарной охраны УМВД Мингорисполкома еще в 1970-х. Ее задачей были профилактика пожаров и предупреждение гибели людей от них, — рассказывает начальник сектора пропаганды безопасности жизнедеятельности центра пропаганды и социокультурной деятельности Минского городского управления МЧС Ирина Уласевич.  Идея возникла у бывшего начальника нашего управления Николая Терешкова. Репортаж с выставки в газете «Вечерний Минск» вышел под заголовком «Музей огня приглашает в гости». Так наш центр получил свое второе название.

«Музей огня» очень быстро завоевал популярность у школьников. Чтобы попасть на экскурсию, нужно было заранее записаться. К 160-летию пожарной службы, а оно отмечалось в июле 2013 года, залы музея претерпели реконструкцию и приобрели современный вид. Стала четко просматриваться концепция, которую несет экспозиция: «Огонь был, огонь есть, огонь будет». В соответствии с этим закрепились названия и содержание трех залов — исторического, современного и учебного.

В этом году в музее уже побывали около 1 100 человек, а количество экскурсий перешагнуло за 40. Вторая половина мая расписана почти полностью, как и июнь, когда экспозицию активно изучают ребята из школьных лагерей. Однако стоит отметить, что в доковидные времена посетителей было намного больше: в 2019-м проведено 234 экскурсии, на которые пришли около 6 000 человек.

Мы не делаем для посетителей ограничений по возрасту, — говорит И. Уласевич.  К примеру, на днях у нас гостили педагоги, воспитанники и их родители одного из детских садов Заводского района. Приходят к нам и студенты, и ветераны, и сотрудники столичных организаций… Набирают популярность семейные экскурсии. Два часа, на которые рассчитано знакомство с экспозицией, пролетают незаметно и, главное, с пользой. Мы вместе работаем, получая знания по основам безопасности. Именно эти правила жизненно необходимы каждому.

На улице Пожарной

В «Музее огня» три зала. Один из них — обычная лекционная аудитория. Здесь проходят кратковременные курсы должностные лица, ответственные в своих организациях за пожарную безопасность и проведение инструктажей. Впрочем, путь туда в любом случае лежит через зал, посвященный истории пожарного дела. Оформлен он необычно — в виде улицы. На одной из стен есть даже вывеска «вул. Пажарная». Ее сняли с одного из сносимых домов на настоящей ул. Пожарной, которая находится в частном секторе возле бывшего Червенского рынка.

Зал охватывает период с 1853 года, когда в Минске впервые появилась профессиональная пожарная служба, и до Великой Отечественной войны. Здесь сохранились интересные артефакты, например пожарные каски XIX века. Падавшие сверху куски перекрытий и домашнего скарба оставили на них заметные вмятины. Чтобы защитить огнеборцев, каски тех времен отливали на манер французских кирас — с гребнем посередине. Именно он принимал на себя всю силу удара.

Самый ценный экспонат в этом зале — диорама, посвященная одному из крупнейших пожаров в истории Минска. Столичная пожарная охрана МВД получила ее в 1974-м. На диораме весьма реалистично отражены события, происходившие в городе с 21 по 23 июня 1881 года. Жарким летним утром загорелись склады, где хранились запасы скипидара, нефти и смол. Находились они на углу ул. Богадельной и Койдановской — современных Комсомольской и Революционной. Сильный ветер разносил огонь по окрестным улицам и переулкам. Трагический закадровый голос сообщает, что возможности пожарной части и добровольного пожарного общества были при этом более чем скромны — бочки с водой объемом всего лишь в 400 л да ручные насосы. Но даже с ними подобраться к месту пожара было весьма сложно. Жар стоял такой, что лошади пугались и бросались во все стороны, рискуя перевернуть пролетку с людьми и арсеналом. Над всем этим адом разносился колокольный звон…

Последствия пожара оказались страшными: 16 улиц и переулков сгорели почти дотла. На какое-то время погорельцев, которых было больше тысячи, разместили в казармах, благо войска находились на маневрах. А сам Минск, как птица феникс, начал возрождаться из пепла.

Та трагедия и подтолкнула городские власти к созданию первого пожарного депо. Открылось оно в 1885 году. Небольшое розовое кирпичное здание на ул. Городской Вал рядом с троллейбусным кольцом сохранилось до наших дней. Часть экспозиции посвящена истории депо. Здесь же икона «Неопалимая Купина». Когда-то ее можно было встретить едва ли не в каждом доме: ее считали оберегом от пожара. Изображенная на иконе восьмиконечная звезда позднее легла в основу современной символики спасателей.

Рядом смоделирована каланча. На ней постоянно находился дозорный, который осматривал город с высоты в несколько этажей. Дело в том, что телефонная связь появилась в Минске только в 1890-м, да и то у самых богатых и влиятельных жителей города. Если где-то поднимался подозрительный дым, дозорный тут же вывешивал флаг района и начинал изо всех сил бить в колокол. (Пожарные поделили город на пять частей, и каждый такой район имел свой флаг). Брандмейстеры должны были выехать не позднее чем через 90 секунд. Ночью же работа дозорного сильно осложнялась по понятным причинам. Вместо флагов использовались специальные сигнальные фонари.

Настоящую пожарную каланчу можно увидеть в Минске и сейчас — на здании Октябрьского районного отдела по чрезвычайным ситуациям, что в начале ул. Могилевской.

К слову, гости музея могут испытать на себе, насколько был нелегок труд пожарного в те времена. Качать воду ручным насосом порой приходилось часами подряд. На эту работу могли претендовать только самые сильные мужчины. Еще сложнее было ствольщику, который непосредственно тушил пожар. Защита же у него по современным меркам, по сути, отсутствовала. Ни боевки (защитной одежды), ни противогаза, ни аппарата со сжатым воздухом… Но кое-какие хитрости пожарные знали. Так, на всех фотографиях царской эпохи они запечатлены с большими шикарными усами. Гусарский вид был нужен не столько для красы, сколько для хоть какой-то защиты органов дыхания от дыма.

О рисках — наглядно

Во втором зале рассказывают посетителям об опасностях, которые могут подстерегать их дома. В начале экспозиции интерактивный манекен Карина напомнит, как правильно вызывать спасателей. Сделать это можно по телефонным номерам 101 или 112, но лучше научить детей именно второму варианту. Дело в том, что 101 используется для вызова МЧС только на постсоветском пространстве. Но кто знает, в какой стране человек столкнется с бедой? Поэтому начиная с 1990-х подавляющее большинство государств выбрали 112 как единый номер службы спасения.

За манекеном — пугающий счетчик. Цифры на нем обновляются ежедневно. Они означают количество пожаров в Беларуси и погибших на них людей. Немного правее — уголок, где сложены оплавленные электрические приборы. Это мобильные телефоны, магнитолы, радиоприемники, системный блок, микроволновая печь, телевизор, утюг, электрочайник… Все они настоящие, просто их на какое-то время оставили без контроля. В недрах аппаратов произошло короткое замыкание, за ним — пожар… Отдельные стенды наглядно показывают, что бывает, если забыть выключить газ или когда в руки ребенка попадают спички.

Кстати, часть экспозиции «Музея огня» можно увидеть на ходу. Ежегодно в Минске ко Дню пожарной службы проходит парад спасателей. В конце июля огнеборцы проезжают по пр. Независимости, показывая, как эволюционировали их техника и снаряжение — от конно-бочечного хода до современных автоцистерн в 10 т.

Фото Павла Русака

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ