История «синемы» в картинках: в Минске открыли выставку первых белорусских киноплакатов

Выставка «Белорусский кинематограф 20-30-х гг. 20-го столетия в киноплакате» открылась в Музее истории белорусского кино 7 августа, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Несмотря на то что в довоенные годы в стране выпустили 60 игровых картин и к каждой из них — от одного до пяти вариантов плакатов, на экспозиции представлено лишь 35 иллюстраций. Все они полноцветные и полноформатные репринты. Оригиналов в Беларуси нет. Подлинники хранятся в зарубежных архивах, частных коллекциях и стоят десятки тысяч долларов. Кажется, что такого ценного может быть в обычной афише? Почему коллекционеры готовы так дорого платить за нее?

Особенно ценятся плакаты 1920-30-х годов, поскольку тогда это направление достигло своего расцвета, — пояснил руководитель Музея истории белорусского кино Игорь Авдеев. — В те годы плакаты делали максимально выразительными, поскольку они выполняли сразу две важные функции: передавали содержание фильма и рекламировали его. Созданием афиш занимались талантливые художники. Они выработали уникальный киноплакатный стиль. Сегодня за свою оригинальность он признан художественным явлением мирового уровня. В его основе лежат приемы направления конструктивизм, который был популярен в первой половине 20-го века. Со временем плакаты упростились.

Почитателям экранного искусства, которые хотят разобраться, с чего же именно началось отечественное кино, непременно стоит заглянуть на экспозицию.

На одной из стен — афиши к фильмам «Проститутка» Олега Фрелиха, «Кастусь Каліноўскі» Владимира Гардина и «Лесная быль» Юрия Тарича.

Какой из них был первым? — спрашивает экскурсовод у посетителей. Но никто не может дать правильный ответ.

На роль первенца могут претендовать все эти фильмы, — говорит И. Авдеев. — Согласно плану, дебютной должна была стать картина «Кастусь Каліноўскі». Ей уделялось большое внимание с идеологической точки зрения. Рассчитывали, что фильм повысит уровень национального самосознания, поспособствует процессу белорусизации. Заказали немереное количество плакатов, причем некоторые из них довольно большие. Но режиссера-постановщика для воплощения задуманного не нашли.

Затем взялись за «Лесную быль», но режиссер-постановщик переключился на более интересный для него проект. Дальше — «Проститутка», работу над которой завершили раньше всех. Правда, ленту решили попридержать, и первой белорусские зрители увидели «Лесную быль» Юрия Тарича. Премьера состоялась 25 декабря 1926 года в кинотеатре «Культура» (ныне — НАДТ им. М. Горького).

На первых порах в белорусском кинематографе царил полный раздрай. Создание его с нуля в стране, в которой для этого еще не «вызрели» условия, было чистой воды авантюрой, — продолжает собеседник. — Впрочем, «Белгоскино» уже через полгода работы стало рентабельным предприятием. Ему передали все национализированные кинотеатры на территории страны. Выручка от проката зарубежных фильмов шла на создание собственных.

Выставка плакатов проходит в музее не в первый раз — сейчас ее дополнили и доработали. Посетители могут увидеть несколько новых афиш, а также больше узнать о художниках, которые их создавали. Многие плакатисты стали жертвами сталинских репрессий, сведения о них дошли до наших дней в ограниченном и порой искаженном виде, поэтому исследователи черпали информацию из разных источников.

Следующий этап развития экспозиции — мультимедийное интерактивное приложение, с помощью которого посетители смогут самостоятельно совершить путешествие в историю белорусского кино, — уточнил И. Авдеев.

Впрочем, уже сейчас в экспозиционном зале можно ознакомиться с отрывками самих фильмов. На экране — кадры из картин «Полесские робинзоны», «Девушка спешит на свидание» и других.

Выставка открыта по 17 сентября.

 Фото Тамары Хамицевич

 

 

 

 

 

Самое читаемое