Сегодня на повестку дня всплыла проблема, которая сильно волновала минчан, живших в начале XX века. Имя ей «циклисты», а по-современному – велосипедисты. Причем суть проблемы и пути ее решения до безобразия похожи.
Велосипедное движение стало набирать популярность в Минске в 1890-х годах. Тогда иметь свой личный «самокат» было очень дорогим удовольствием. Покататься на двухколесном могли только состоятельные горожане. Причем никаких правил они не соблюдали. Могли рассекать по центру Захарьевской, ныне проспект Независимости, лавировать между экипажами извозчиков и гружеными подводами. Катить по тротуару, разгоняя пешеходов, или распугивать парочки и группки молодых барышень, неспешно прогуливающихся по аллеям Городского сада (ныне Центральный детский парк им. Горького) и Александровского сквера.
Проблема с велодвижением в городе стала назревать серьезная. Первой ее попыталась решить общественность. Велосипед считался в то время не средством передвижения, а спортивным инвентарем. Поэтому велосипедистов под свое крыло взяло минское общество любителей спорта. Для популяризации велодвижения в июле 1897 года оно построило для горожан велосипедный трек. Он находился примерно на том месте, где сегодня расположен крытый каток хоккейного клуба «Юность» в парке Горького. В сезон любой желающий мог взять напрокат велосипед (от 25 копеек и выше) и покататься в свое удовольствие там, где и сам никому не мешаешь, и никто не мешает тебе. Или прийти со своим двухколесным и оплатить лишь покатушки.
Вот только разрядить накаленную обстановку общественность не смогла. Какой смысл платить за возможность покрасоваться перед зеваками на велотреке? Ведь намного приятнее покататься по самому парку, остановиться на виду стайки гимназисток или «газануть», разбрасывая камешки из-под колес, под одобрительное улюлюканье гимназистов. Мчать по улицам Минска, оставляя позади гневную ругань нерасторопных пешеходов. Ведь их стенания слышат только газетчики, постоянно строчащие в газеты заметки про неосторожную езду под незаменимым заголовком «Велосипедисты одолели».
Только беззаботная жизнь велосипедистов длилась недолго. Городская власть, обеспокоенная постоянно растущим потоком жалоб на «циклистов» от дворника и чернорабочего до банкира и жены чиновника, взялась решить проблему кардинально. 29 августа 1897 года минский губернатор подписал постановление «О езде на велосипедах по городу Минску». Оно обязывало всех велосипедистов ездить по городу, держась правой стороны, на перекрестках двигаться тихим ходом. Обгоняя экипажи или пешеходов, следовало сбросить скорость и заблаговременно дать звонок. Причем заблаговременно, а не за метр до идущего впереди пешехода. В случае беспокойства лошадей надлежало сойти с велосипеда.
Помимо неукоснительного соблюдения правил движения, велосипедист был обязан зарегистрировать свой «самокат» и ежегодно платить специальный сбор. Чтобы «циклист» не кивал на незнание правил, его обязали передвигаться по городу с копией губернаторского постановления. Это постановление развязало руки полиции и городовым. Теперь они могли остановить и привлечь к ответственности не только лихача, но и любого велосипедиста, и попросить предъявить номер-уплату и книжечку с ПДД. Введение губернаторского постановления значительно снизило напряженность на дорогах города. Конечно, не проходило и дня, чтобы велосипедисты не потревожили граждан. Ведь именно пешеходы продолжали ходить по тротуарам и бегать через дорогу как раньше, обращая внимание лишь на гужевой транспорт. Привыкнуть к тому, что нужно еще поостеречься велосипеда, они быстро не смогли. Лишь появление на улицах города автомобилей в 1912 году отодвинуло велосипедистов с газетных полос. Да и сами самокаты стали привычны — в начале 20 века в Минске было зарегистрировано около 200 велосипедов, а в 1914 году больше полутысячи.
Спустя столетие история повторяется. Вновь на газетных полосах стали появляться заметки о велопроисшествиях. Правда, в аварии с педальным транспортом попадают уже не гужевые повозки, а сменившие их автомобили. Вновь нарастает поток жалоб от водителей и пешеходов, теперь в Мингорисполком, а не в Городскую управу. Пока решить проблему велодвижения пытается общественность, заручившаяся помощью городских властей. Более столетия назад для этого возвели велотрек, а ныне в столице расширяют сеть велодорожек. Жаль, что это не помогает сбить высокую температуру накала страстей. Велообщественность требует к себе внимания, но ничего не делает сама. Не обучает правилам дорожного движения своих единомышленников, не чихвостит нарушителей святая-святых автомобилиста — Правил дорожного движения. Не следит за их неукоснительным соблюдением. Ведь в ПДД есть четко прописанные права и обязанности каждого велосипедиста.
Надеюсь, что в ближайшее время все заинтересованные в урегулировании этого конфликта стороны сумеют обуздать себя, прийти к консенсусу. Пешеходы освободят велодорожки, а велосипедисты станут ездить по ним и уступят машинам дороги. Автомобилисты станут внимательнее на перекрестках, пропуская «самокаты». Вместе с появлением взаимопонимания и взаимоуважения проявятся настоящие болевые точки, устранить которые поможет оперативное вмешательство городской власти. Например, подкорректировать режим работы некоторых светофоров, чтобы при повороте на стрелку автомобилист был уверен, что ему под колеса не вылетит спешащий на мигающий зеленый велосипедист. Ведь для него сто процентов в это время будет гореть красный. Или поменять местами пешеходную часть тротуара и велодорожку. Во многих местах это позволит избежать конфликта пешеход-велолюбитель. Обозначить самые опасные участки дорог, перекрестков, срезать бордюры, обустроить велопереезды и прочее.
Иначе история повторится вновь, но не созидательная, а карательная. Ведь если вы, велосипедисты, хотите быть наравне с автомобилистами, будьте любезны делать то же, что и они. Регистрируйте своих двухколесных коней, проходите обязательный техосмотр раз в год в начале сезона, платите утильсбор и дорожный сбор, оформляйте полис обязательного страхования гражданской ответственности. Это позволит вкладывать средства в развитие велоинфраструктуры, а обязательная страховка покроет ущерб от велопроисшествий пешеходам и автомобилистам. И не забудьте – садиться на «велик» разрешается только в светоотражающем жилете, в спецзащите и со шлемом на голове, а велосипед должен быть обязательно оборудован фарой, аптечкой, мини-ремкомплектом и насосом. Желательно еще и видеорегистратором. Ведь история доказала, что губернаторское постановления позволило существенно снизить накал страстей, введя неотвратимую ответственность для велосипедистов, не желающих следовать правилам хорошего тона.