Татьяна Сайганова, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по бюджету и финансам:
— Чтобы определить способы борьбы с коррупцией, необходимо разобраться в причинах ее возникновения. Проанализировав мировой опыт в этой области, можно выделить 3 основные причины: низкая заработная плата чиновников высшего ранга; бюрократия; несовершенная законодательная база и неэффективные действия госоргана.
Если посмотреть, как обстоят дела в нашей стране, то по первому пункту, считаю, у нас заработная плата чиновников вполне соизмерима (для нынешнего уровня развития экономики) с доходами банкиров, адвокатов и бизнесменов. Также, по моему мнению, в Республике Беларусь создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества:
— Конституция Республики Беларусь;
— Закон «О борьбе с коррупцией»;
— Декрет Президента Беларуси № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
— Закон «О государственной службе» в Республике Беларусь;
— Декрет Президента Беларуси № 7 «О развитии предпринимательства».
А вот по второму пункту нам есть над чем работать. Здесь самое главное — создание полноценного электронного правительства, перевод на электронную основу всей процедуры принятия решений. Замена бумажного документооборота электронным должна быть полной и касаться всех аспектов принятия решений и дискуссий, которые должны вестись в управленческих чатах. Решения в этом случае будут принимать гораздо быстрее и, что важно, с вечным хранением связанной с ними информации. А контролеры получат свободный и незаметный для проверяемых доступ к их деятельности.
Прозрачность принимаемых решений, наличие большого количества контуров обратной связи — именно это ограничит коррупцию. В мировом рейтинге Республика Беларусь относится к группе стран, имеющих большой потенциал и демонстрирующих динамику развития информационно-коммуникационных технологий. В Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы одна из задач — вхождение в число 50 стран в индексе электронного участия ООН. При этом доля административных процедур и государственных услуг, оказываемых в электронном виде в 2022 году, должна составить не менее 75 %.
У нас внедряют электронные сервисы налогового администрирования, развивается система электронных торгов в госзакупках. В текущей пятилетке запланирован перевод наиболее востребованных административных процедур в электронный формат. Все чаще на официальных сайтах появляются проекты нормативных актов для общественного обсуждения. Есть планы развивать площадки для обмена мнениями граждан, публиковать проекты для обсуждения и предложения минчан, которые городские власти должны рассмотреть. Принятие прорывного Декрета Президента Беларуси № 8 «О развитии цифровой экономики» тоже очень важный шаг для развития информатизации у нас в стране. Если анализировать способы борьбы с коррупцией в других странах, то мне понравился опыт Китая, где для высокопоставленных чиновников организовывают посещение тюрем, в которых отбывают наказание взяточники.