Итоги «ТИБО-2018». Что демонстрировали на выставке представители системы образования

Подводя итоги работы форума по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2018», стоит сказать, что на выставке было представлено множество интересных разработок, которые в будущем могут принести пользу промышленности, сельскому хозяйству, строительству и другим сферам нашего государства.

Правда, любые технологии бесполезны, если ими не уметь пользоваться. Во многом цифровое будущее нашей страны зависит от системы образования, которая должна готовить соответствующих специалистов и, естественно, использовать современные технологии. Что сейчас на вооружении наших учителей, узнал корреспондент агентства «Минск-Новости», посетив на «ТИБО-2018» стенды Министерства образования, комитета по образованию Мингорисполкома и БНТУ.

Первым от входа – стенд Мингорисполкома, часть которого отведена комитету по образованию. Здесь продемонстрировали программы дополненной реальности, которые используют в учебном процессе некоторые столичные школы, гимназии, лицеи и колледжи. Скачав на мобильное устройство такое бесплатное приложение, учащийся может навести камеру гаджета на какой-либо объект и получить дополнительную образовательную информацию. К примеру, в учебнике по анатомии изображено строение человека, а на мобильном — 3D-модель тела, скелета, нервной системы. Для удобства виртуальная картинка увеличивается.

Гаджет также можно вставить в шлем виртуальной реальности (VR-шлем), надеть его на голову и окунуться в цифровой мир. Управляют картинкой, двигая головой в разных направлениях. Скажем, чтобы рассмотреть мышечный скелет человека со всех ракурсов, достаточно совершать головой круговые движения по часовой стрелке. Такими устройствами уже пользуются в гимназии № 13 на уроках биологии.

Еще одна полезная и увлекательная программа — Gravity Sketch, позволяющая заниматься 3D-моделированием в виртуальной реальности.

Можно нарисовать что-нибудь в воздухе, а потом напечатать объект на 3D-принтере.

Как работает это чудо, на выставке показывали воспитанники и педагоги Минского государственного Дворца детей и молодежи. В этом учреждении образования программу используют для архитектурного макетирования и создания впоследствии архитектурных форм (домов, фонарей, скамеек и пр.) с помощью 3D-принтера.

Минский государственный колледж электроники выставил на стенде учебную автоматизированную производственную линию. Благодаря такой конструкции учащиеся колледжа могут воссоздавать автоматизированные линии по производству окон ПВХ, пенобетона, пельменей, да, собственно, чего угодно. К примеру, можно было увидеть уменьшенную копию автоматизированной линии по сборке манометров.

На стенде Министерства образования Беларуси были представлены разработки, которые, возможно, появятся в учебных заведениях в будущем. Среди них – очки виртуальной реальности HoloLens. Благодаря таким можно изучать различные дисциплины. Например, на уроках географии учащиеся смогут не только узнать о разных странах, но и совершить виртуальные экскурсии. Правда, пока о повсеместном применении очков говорить рано. Стоит такое чудо более 10 000 рублей, школы вряд ли смогут позволить себе столь дорогое удовольствие. Остается надеяться, что когда-нибудь их стоимость снизится.

У стенда БНТУ на протяжения всей выставки стояли толпы народа. Многих посетителей привлекали стрелковые тренажеры «СКАТТ». На макетах автомата Калашникова и пистолета Макарова закреплены датчики, которые с высокой точностью следят за перемещениями оружия относительно мишени. Информация от датчиков поступает в компьютер, где преобразуется программой «СКАТТ» и отображается в виде траектории перемещения точки прицеливания на фоне мишени. Момент выстрела фиксируется на экране в виде пробоины. В общем, что-то вроде лазерного тира. На таких тренажерах обучают стрельбе курсантов на военно-техническом факультете в БНТУ.

Помимо сторонних разработок на стенде БНТУ было и несколько своих детищ. Среди них – информационная система диагностики меланомы кожи по дерматоскопическим изображениям MelaSerch. Суть работы системы следующая: к фотоаппарату подключают дерматоскоп и фотографируют родинку на теле человека.

Затем загружают в компьютер, где происходит автоматическое сравнение изображения с имеющимися в базе фото злокачественных родинок.

Если программа находит соответствия, то рекомендует обратиться к врачу. Систему MelaSerch создали в научно-исследовательской лаборатории динамики систем и механики материалов. По словам разработчиков, пока достоверность результатов анализов, производимых программой, невелика. Все потому, что в базе системы лишь 200 фотографий злокачественных родинок. В планах – увеличить базу MelaSerch и создать приложение для Android, чтобы можно было диагностировать меланому кожи с помощью смартфона.

Фото автора, Тамары Хамицевич, http://3dtoday.ru

Самое читаемое