Из безработных — в бизнесмены. С помощью городской службы занятости в 2017 г. открыли свое дело 27 минчан

С начала года собственное дело с помощью городской службы занятости открыли 27 минчан — они получили субсидию на развитие предпринимательской деятельности. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» познакомились с ними поближе.

Почитаемое дело

Розничной продажей детской литературы предприниматель Татьяна Польщикова занялась в сентябре прошлого года. Начинать свое дело не боялась: муж Алексей в этом бизнесе уже 12 лет. Т. Польщикова приняла решение специализироваться на реализации детской литературы. О том, что интересует юных читателей, знает не понаслышке: сыну Владиславу почти 6 лет, нынешней осенью пойдет в школу.

В книжном бизнесе важно следить за читательскими пристрастиями и увлечениями, — рассказывает предприниматель. — Необходимо знать, чем интересуются дети, какие проблемы волнуют родителей. У маленьких читателей неизменной популярностью пользуются издания по мотивам мультфильмов: истории про Простоквашино, крокодила Гену, Илью Муромца и Соловья-разбойника, красавицу и чудовище. У родителей велик спрос на развивающую литературу для ребенка.

Продаем пазлы, логические и логопедические игры, конструкторы, пособия для подготовки к школе. Не отказываемся привозить книги под заказ, — уточняет собеседница.

Ранее Т. Польщикова работала секретарем. О том, что служба занятости оказывает помощь в открытии собственного дела, узнала случайно.

Трудно было поверить в то, что человеку безвозмездно предоставят на развитие бизнеса порядка 2 000 рублей, — отмечает она.

Зарегистрировалась в качестве безработной, потом пошла на курсы предпринимательской деятельности.

Изучали бухгалтерский учет, финансовую грамотность, менеджмент, налогообложение, — говорит Т. Польщикова. — Закончив обучение, сама составила и защитила бизнес-план.

Субсидию начинающий предприниматель потратила на покупку стеллажей, кассового аппарата, печатной продукции, оплату аренды павильона. Функции бухгалтера и продавцов супруги выполняют сами. Работа нравится, постоянных покупателей знают в лицо.

Книжный бизнес хорош тем, что можно одновременно и зарабатывать, и получать удовольствие от того, чем занимаешься. В том числе и от общения с клиентами, — резюмирует Татьяна Польщикова.

Свой стиль

Столичный бизнесмен считает, что производители одежды уделяют мало внимания мужчинам, и предлагает представителям сильного пола собственную коллекцию.

Дмитрий Истомов работал юристом в частной фирме, потом занимался логистикой в немецкой международной компании, а год назад открыл свое дело и стал специализироваться на производстве дизайнерской одежды для мужчин. Индивидуальный предприниматель признался, что творческая стезя всегда привлекала его. Идею создать свой бренд вместе со знакомым модельером вынашивали давно.

В какой-то момент понял, что усидеть на двух стульях не получится, — рассказывает Дмитрий. — Уволился с работы и всерьез задумался над тем, чтобы заняться бизнесом. Но участвовать в модных показах и продвигать свою марку, не имея официального статуса, невозможно, как минимум нужно быть индивидуальным предпринимателем.

На сайте Министерства труда и социальной защиты Дмитрий Истомов нашел информацию о том, что безработным, решившим податься в бизнес, государство оказывает финансовую поддержку. Подумал: а почему бы и нет? Стал на учет в службе занятости и приступил к разработке бизнес-плана.

Для меня гораздо существеннее, чем деньги, оказалась помощь специалистов на начальном этапе, когда удалось грамотно разложить всё по полочкам, экономически обосновать то, что я должен делать шаг за шагом, — говорит Дмитрий. — Сумма субсидии хоть и небольшая, но тоже пригодилась. Часть средств потратил на оборудование, часть — на материалы.

В качестве предпринимателя собеседник работает почти год и может подвести определенные итоги. По каким-то позициям оказался в минусе, по каким-то, наоборот, рванул вперед.

Самое главное достижение — выпуск первой коллекции одежды. Ею уже заинтересовались зарубежные партнеры. В ближайшее время собираемся презентовать вторую, — летнюю, — делится планами Истомов. — Представлять ее будем в собственном демонстрационном зале, что опять-таки для начинающих бизнесменов большой плюс.

Дмитрий изначально позиционировал себя как производитель повседневной одежды для мужчин. Однако пока приходится заниматься и женской линией. Причины чисто экономические: дамы чаще обновляют гардероб, менее консервативны, лояльнее относятся к экспериментам с фасоном и цветом. Соответственно, и львиная доля продаж приходится именно на покупательниц.

Однако с каждым годом становится все больше мужчин, которые хотят одеваться стильно и носить вещи белорусских дизайнеров, — уверен собеседник. — Выросло новое поколение, которое интересуется модой. Поэтому есть смысл занимать данную нишу.

По наблюдениям Дмитрия, сегодня у белорусских мужчин пользуются спросом удлиненные плащи, льняные сорочки, которые являются альтернативой майкам с короткими рукавами, комбинезоны изо льна и текстиля. Последние — хороший вариант для повседневного гардероба и выглядят отнюдь не как рабочая одежда.

Взять ноту

В свои 24 года минчанин успел не только жениться и стать отцом, но и обзавестись собственным бизнесом.

Женился я рано, поэтому продолжить образование после окончания музыкального колледжа не получилось — нужно было содержать семью, — рассказывает Максим Деменков. — Устроился на работу водителем — баранку крутил около трех лет. Подкопил за это время денег и понял, что нужно что-то менять в жизни — двигаться дальше.

После увольнения молодой человек на какое-то время взял тайм-аут. Но прошло несколько месяцев, подходящих вариантов работы не подвернулось, и он стал на учет в качестве безработного.

Мне всегда нравилось заниматься музыкой, но при этом хотелось ни от кого не зависеть, — отметил собеседник.

Во время одного из визитов в службу занятости Максим озвучил свое желание — ему тут же предложили рассмотреть возможность оформить ИП и получить субсидию.

Выбор оказался очевиден: вместе с женой решили заняться преподавательской деятельностью — открыть музыкальную школу для детей и взрослых, — продолжает разговор молодой человек.

Изучили рынок, посмотрели, что предлагают конкуренты, чем интересуются люди. Выяснили, что в Минске сегодня востребованы уроки вокала и игры на гитаре. Вторую позицию занимает фортепиано.

По этим направлениям и набираем учеников, — рассказывает Максим. — Одновременно стараемся популяризировать и другие инструменты, такие как саксофон и скрипка. Есть знакомые музыканты, которые готовы подключиться к учебному процессу. Именно поэтому я и зарегистрировал частное унитарное предприятие: чтобы можно было спокойно увеличивать штат в зависимости от спроса.

Сейчас Максим занимается с учениками вокалом. Есть среди юных клиентов те, кто посещает еще и уроки игры на фортепиано. А самому маленькому ученику всего четыре года.

Я считаю, что каждая девочка должна иметь музыкальное образование — просто для того, чтобы сформировался эстетический вкус, — говорит учитель. — Дочку Соню я тоже обучаю пению.

Образовательный центр Максима Деменкова работает всего месяц. Самое главное для его владельца сейчас — сформировать базу клиентов. Пока в школу приходят в основном знакомые знакомых, хорошим подспорьем стали и старые контакты. Как только наберется с десяток учеников, которые смогут похвастаться своими достижениями, можно будет подумать и о расширении, считает собеседник.

Жена Максима Марина — тоже музыкант. Одно время она работала с ребятами-аутистами. Написала для них мюзикл. У супругов есть желание продолжить обучать таких детей и дальше. Но внедрять подобные социальные проекты нужно не на коммерческой основе. Чтобы ими заниматься, следует прежде всего крепко стать на ноги. К тому же потребуется включить в штат психологов и тренеров. Пока молодые предприниматели не могут себе этого позволить.

Выйти за рамки

Оксана Гузенко рассказала о том, как с помощью барельефов можно придать интерьеру неповторимый колорит.

Минчанка окончила Белорусскую государственную академию искусств. Работала дизайнером в частной фирме. После двух декретных отпусков оказалась в тупике: найти подходящую работу, имея двух маленьких детей, было практически невозможно.

В отчаянии бегала по собеседованиям, четко понимая, что выход должен быть, — вспоминает собеседница. — Пошла в отдел трудоустройства Октябрьского района с намерением записаться на курсы компьютерной графики. На вопрос специалиста, что умею и люблю делать, сказала: «Барельеф». Технологии декорирования стен научилась в Ташкенте — была там в командировке. Увидела восточный пейзаж на стене ресторана и была просто очарована. Нашла мастера, который сотворил эту красоту, упросила поделиться секретом.

Оксана не скрывает, что начинать свое дело боялась: переживала, что подобные услуги никому не понадобятся. Однако в службе занятости ее успокоили, вселили уверенность, что все получится, если действовать по составленному бизнес-плану.

В первые месяцы значительно облегчило работу то, что ИП полагается скидка по уплате налога, — вспоминает она.

Субсидию начинающая предприниматель потратила на инструменты и разработку сайта-визитки. И дело, пусть и не сразу, пошло.

Первая заказчица попросила на стенах в коридоре изобразить море, а кухню оформить в стиле прованс, — рассказывает Оксана Гузенко. — А недавно делала сакуру в спальне. Получилось красиво. Для каждого помещения разрабатываю эскизы, которые соответствуют стилю интерьера. Некоторые думают, что барельеф — сборная конструкция, отлитая из гипса. На самом деле декорирование выполняется вручную.

Предприниматель уверяет, что барельефы — практичная вещь. Объемное декорирование позволяет нивелировать неровные поверхности, скрыть инженерные коммуникации, зрительно изменить пространство, создать плавные переходы между разными зонами.

Вы не представляете, сколько проводов мне пришлось утопить в гипсе и сколько кривых стен замаскировать, — смеется мастер.

С помощью барельефов минчанка украшает также камины, дверные проемы, особенно хорошо это выглядит с подсветкой.

В числе заказчиков — обычные люди, любящие искусство и неординарные вещи, — продолжает предприниматель. — Просят сделать недорого и хорошо.

Как приходят идеи? В одних случаях мастер обсуждает рельефную картину с заказчиком, в других придумывает сюжет сама. Так, на стенах обеденного зала агроусадьбы под Барановичами создала сюжетные картины-барельефы «Боярский пир» — захотелось, чтобы гости чувствовали себя как на пиршестве. На все про все ушло пять месяцев. Особенно понравился заказчикам испуганный вор, который, пока все увлечены застольем, тащит из казны золото.

У меня очень интересная, творческая работа, — подчеркивает собеседница. — Радует, что приношу в дом хорошее настроение.

Справочно

Субсидия — единовременное государственное денежное пособие, равное 11 бюджетам прожиточного минимума. С февраля по апрель 2017 года размер финансовой помощи составляет 1 981 рубль.

Субсидия для организации предпринимательской деятельности перечисляется на расчетный банковский счет безработного, его открывают в ОАО «АСБ Беларусбанк».

Денежные средства можно потратить на приобретение оборудования, инструментов, машин и механизмов, сырья, материалов, оплату услуг, а также на иные цели, связанные с организацией предпринимательской деятельности.

Безработный, получивший финансовую поддержку, обязан в течение трех месяцев с момента регистрации в качестве ИП представить документы, подтверждающие целевое использование средств. Иначе ему придется возместить сумму субсидии и уплатить штраф, установленный договором.

Подготовили Надежда Ильяшук и Светлана Лоцманова

Фото Сергея Лукашова и Елизаветы Добрицкой

Самое читаемое