Из футболистов в машинисты. Как минчанин Николай Каленик стал работать в метро
Пройдя обучение по направлению службы занятости, Николай Каленик из футболиста переквалифицировался в машиниста электропоезда. С какими сложностями столкнулся и почему доволен новой профессией — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото Сергея Лукашова
Много лет Николай посвятил спорту. Играл в различных белорусских футбольных клубах, окончил Белорусский государственный университет физической культуры по специальности «тренер по футболу». Но в какой-то момент принял решение завершить спортивную карьеру.
Два года трудился в туристическом агентстве менеджером по продажам. Работа интересная, но были свои минусы — сезонность, нестабильность заработка. А поскольку к этому времени он уже создал семью, хотелось иметь более надежный заработок.
Как-то в метро Николай обратил внимание на объявление: идет набор в группу для обучения по профессиям «машинист электропоезда, слесарь по ремонту подвижного состава». И принял решение в очередной раз изменить свою жизнь.
— Машинист электропоезда — это престижная работа. По-настоящему мужская. И при этом хорошо оплачиваемая, — считает он.
Николай обратился в службу занятости, зарегистрировался в качестве безработного и получил направление на обучение по заинтересовавшей его профессии. Условия устроили: учишься бесплатно, выплачивают стипендию.
Самым сложным на первом этапе было пройти медкомиссию. Он привык к тому, что в спорте состоянию здоровья уделяют повышенное внимание. Но, как оказалось, к машинистам подземки требования предъявляют еще более жесткие. Наверное, примерно так отбирают в космонавты, шутит он.
Нужно было получить добро от психолога, который оценивал внутреннюю готовность соискателей к этой непростой работе. А еще полностью обследоваться у ряда профильных специалистов, сделать УЗИ внутренних органов, нагрузочный тест с кардиограммой сердца, электроэнцефалограмму (исследование активности головного мозга) и так далее. Отсеялись по состоянию здоровья очень многие претенденты. Но Н. Каленик медкомиссию прошел успешно.
Когда группа была набрана, начались занятия. Сначала месяц учебы в железнодорожном колледже, потом около 7 месяцев непосредственно в депо. Для теоретических занятий в подземке оборудован специальный технический класс. Практические навыки отрабатывали сначала на тренажере, а затем непосредственно в кабине движущегося состава вместе с машинистом-инструктором.
Учебный процесс был очень основательным, рассказывает собеседник. Занятия длились по восемь часов в день. Нужно было освоить большой объем информации по правилам технической эксплуатации, техники безопасности метрополитена, электрическому, механическому, пневматическому оборудованию поезда.
— Спрашивали с нас строго, никаких поблажек. И это правильно, ведь работа очень ответственная, в наших руках безопасность пассажиров, — отмечает Николай.
Первый самостоятельный выезд на линию помнит очень хорошо. С одной стороны, испытывал большой эмоциональный подъем от мысли, что находится за пультом управления поездом. С другой — переживал, чтобы все сделать правильно и в то же время быстро. Опытный машинист-инструктор, который в кабине был всегда рядом, помог достойно пройти это испытание.
Более месяца назад Николай сдал необходимые итоговые экзамены. Он уже приступил к работе и с каждой сменой приобретает все большую уверенность в себе. Но пока его еще подстраховывает коллега.
— Считаю, в работе мне помогает школа спорта, которую я прошел. Как и в футболе, здесь важны дисциплина, быстрота реакции, умение оперативно сориентироваться в ситуации и принять правильное решение, — считает минчанин.
Семья поддержала Николая, хотя никто из близких с метрополитеном раньше связан не был. Друзья такой резкой перемене в его профессиональной деятельности удивились, но, зная характер парня, не сомневаются: все обязательно получится.