Из ряда вон? ГАИ проверила, мешают ли водители общественному транспорту на выделенной полосе

На пр. Независимости сотрудники ГАИ выявляли несознательных водителей в рамках пилотного проекта по фотофиксации нарушений на выделенной полосе для маршрутных транспортных средств (ТС), передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Совместное мероприятие по выявлению и привлечению к ответственности водителей, которые в нарушение ПДД двигались по полосе для маршрутных транспортных средств, провели 8 августа ГАИ Минска, ГУ «Столичный транспорт и связь» и СЗАО «Безопасные дороги Беларуси».

За нужным участком дороги следили на расстоянии, подключившись к видеокамере, установленной на мачте уличного освещения возле Центрального Дома офицеров.

Картинка мгновенно приходила к экипажу ГАИ, разместившемуся возле Белгосцирка. Так что времени среагировать и без суеты на дороге остановить нарушителей было достаточно. А грозила им ответственность по ч. 6 ст. 18.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. На первый раз предусмотрено предупреждение или штраф от 1 до 5 базовых величин (23 — 115 рублей). В случае повторного аналогичного нарушения в течение года – штраф от 2 до 8 БВ (46 — 230 рублей).

– Полоса для маршрутных транспортных средств на пр. Независимости от ул. Энгельса до ул. Янки Купалы появилась еще в 2012 году. А в начале 2017-го на данном участке в рамках реализации пилотного проекта был установлен комплекс фотофиксации нарушений на выделенной полосе для маршрутных ТС в обоих направлениях, ­– рассказал начальник сектора диспетчерского управления ГУ «Столичный транспорт и связь» Александр Пылаев.

Он убежден, что такие комплексы нужны.

— В среднем один автобус маршрута № 100 в часы пик перевозит около 150 пассажиров. Примерно столько же людей проезжают в ста автомобилях. Как оператор пассажирских перевозок по Минску мы считаем, что автобусам нужно предоставлять приоритет, чтобы у них было как можно меньше помех в движении. Если будет полностью освобождена полоса для общественного транспорта, то увеличится его средняя скорость, люди затратят меньше времени на поездку. В таком случае повысится привлекательность общественного транспорта. Как следствие, это позволит разгрузить улично-дорожную сеть, — пояснил А. Пылаев.

Например, в марте на указанном участке только в направлении ул. Янки Купалы за один день зафиксировано порядка 400 нарушений водителями легковых автомобилей, которые двигались по полосе для маршрутных ТС.  За один июньский день уже в сторону ул. Энгельса — около 700 нарушений. Цифры впечатляют. Сколько же нужно госавтоинспекторов для выявления и оформления фактов отступления водителями от норм ПДД?

— Поэтому мы считаем, что такие нарушения должны фиксироваться в автоматическом режиме, как это происходит в случае контроля скорости. Для этого нужны определенные изменения в законодательстве и дальнейшее внедрение комплекса в постоянную эксплуатацию. Так происходит в странах Западной Европы, есть положительные примеры и в Москве, — отметил собеседник.

Сейчас в городе около 12 участков с выделенными полосами для маршрутных ТС, в частности на проспектах Независимости и Дзержинского, улицах Маяковского, Притыцкого, Немиге. В перспективе таких мест может стать больше.

Однако вернемся на участок пр. Независимости от ул. Энгельса до ул. Янки Купалы. Прошли его вместе с начальником отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергеем Зараником.

— Пилотный проект совместно с ГУ «Столичный транспорт и связь» был запущен в рамках концепции «Добрая дорога». Выделенная полоса для общественного транспорта (ОТ) нужна не только для того, чтобы помочь людям быстрее и с большим комфортом добраться, куда им нужно. Основная цель —обеспечить безопасность перемещения пассажиров и сохранить их жизнь и здоровье. Столичная Госавтоинспекция будет следить за тем, чтобы в том числе здесь водители не нарушали ПДД, — рассказал С. Зараник.

Ведь автобус на выделенной полосе не попадет в затор. И его водителю не придется резко тормозить из-за внезапно вклинившейся перед самым носом легковушки. А значит, будет сведен к минимуму риск того, что пассажиры упадут и получат травмы.

Вдобавок регулярно и достаточно часто ходящий общественный транспорт привлекательнее для горожан. Больше людей пересядут на него — меньше машин выедут на дороги столицы. А это не только снижение их загруженности, но и улучшение экологии.

Конечно, изменения не случатся в один миг. Но чтобы они все же произошли, и создаются пилотные проекты, изучается опыт их реализации.

— Выделенная полоса также поможет транспорту оперативного назначения быстрее добраться до места, где срочно нужна помощь милиции, МЧС, врачей, других служб. Это также важно для города и его жителей, — добавил С. Зараник.

Но как в случае автоматической фиксации нарушений быть со спецтранспортом, который неизбежно попадет под камеру?

Окончательное решение по каждой ситуации после анализа всех материалов примет должностное лицо. Это позволит с соблюдением законодательства отсеивать случаи, когда водители транспортных средств оперативного назначения при условии обеспечения безопасности дорожного движения отступают от некоторых правил.

Согласно п. 124 ПДД, движение, остановка и стоянка на обозначенной полосе для маршрутных транспортных средств запрещены. Если такая полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией горизонтальной дорожной разметки, то для поворота полагается перестраиваться в нее. Кроме того, в таких местах разрешается заезжать на эту полосу для посадки (высадки) пассажиров у правого края проезжей части, если это не создаст препятствия для движения маршрутных транспортных средств.

На рассматриваемом нами отрезке проспекта есть сплошная линия горизонтальной дорожной разметки (белая слева, желтая ­– справа со стороны тротуара). Трудностей с правыми поворотами нет: предусмотрены участки с прерывистой линией разметки. Так, с ул. Энгельса водитель поворачивает направо в полосу для маршрутных ТС, а затем перестраивается левее в соседнюю. При желании свернуть с пр. Независимости направо на ул. Янки Купалы автолюбитель подъезжает к перекрестку по второй полосе, перестраивается в разрешенном месте в «автобусную» и совершает поворот.

В этом случае штраф не грозит. Его не избежать, если с ветерком опережать соседей по свободной полосе для ОТ, как, например, при нас сделал водитель одной из легковушек.

Нарушителей действительно долго ждать не пришлось, что еще раз подтвердило имеющуюся у транспортников статистику. По словам сотрудников ГАИ, одно из частых оправданий водителей, следовавших по полосе для ОТ, таково: «Хотел повернуть направо, но передумал и поехал дальше».

Каждого остановленного автомобилиста приглашали присесть в патрульную машину. Все соглашались с тем, что нарушили. Кто-то говорил, что просто проявил невнимательность, а кто-то, как водитель такси, честно признался: спешил отвезти пассажира. Кстати, привычная всем городская маршрутка-микроавтобус в отличие от такси с шашечками имеет право двигаться по полосе для ОТ.

Большинство водителей оказались сознательными и не вторгались в нарушение ПДД на полосу для маршрутных транспортных средств. Однако факты нарушения п. 124 Правил далеко не единичные (и это только на участке пр. Независимости). Поэтому вариант с автоматической фиксацией подобных нарушений представляется вполне оправданным.

Фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ