Известный дирижер Михаил Финберг рассказал, с кого начинался джаз в Минске

Известный дирижер Михаил Финберг сравнил джаз с математикой и рассказал, как цирк помог сделать эту музыку популярнее в Минске.

Вместо ответа на вопрос, что сейчас репетирует Национальный академический концертный оркестр Беларуси, его руководитель Михаил Яковлевич демонстративно раскрывает нотную папку:

– Только распечатал партитуру. По почте из Штатов пришла, заказал в музыкальном магазине. Это американский джаз 2014 года. В феврале играем фестиваль «Минский джаз», уже 26-й по счету. Для нас это большой музыкальный урок, возможность повысить профессиональный уровень.

– Не боитесь повторить самих себя? Все-таки есть риск, это же фестиваль одного оркестра…

– Нет, не боюсь. Мы никогда не повторяемся. Наш минский фестиваль не должен выпадать из контекста. Он откроется концертом, где прозвучат самые современные произведения мирового джазового искусства. Тема второго – джаз Бразилии. Третий посвящен столетию Бориса Райского. Это выдающийся музыкант. Если говорить, с кого начинался джаз в Минске, то первым был Эдди Рознер, а следом – Райский. Он приехал в Минск в конце 1950-х, когда его пригласили стать дирижером оркестра цирка.

– Оркестр цирка – это и 17 лет вашей творческой биографии.

– Музыканты, с которыми работал, играли в оркестре цирка со дня его открытия после войны. В основном это были бывшие эмигранты, которые, как и Райский, выехали в Китай после событий 1917 года. Возвращение на родину для многих закончилось трагедией. Долгое время было запрещено выезжать дальше Кемерово. Лишь много позже им дали возможность переехать, в том числе в Минск. Все они были профессионалами. Играли как минимум на двух инструментах: духовом и скрипичном. Они научили меня любить работу и зрителей.

– И заразили джазом?

– Увлекся джазом в 1962-м. Тогда служил, был музыкантом военного оркестра в Курске. Когда в цирке дирижировал, действительно много джазовой музыки играли. Восемь пластинок записали на «Мелодии».

– Куда ходили слушать музыку стиляг?

– В Минске были так называемые фа-мажорные клубы. Профессиональные музыканты так про них говорили. Потому что всё в одной тональности. Я туда не ходил.

– Сегодня приходится конкурировать с «привозными» артистами, которые играют джаз?

– При чем здесь конкурировать? Они выступили и уехали. А фестиваль «Минский джаз» решает глобальные задачи. Мы поддерживаем искусство джаза в Беларуси, повышаем профессиональный уровень оркестра. Не всякий может играть джаз. Это очень трудная музыка, буквально математическое выступление. Но мои музыканты достигли этого уровня.

Дополнительная информация

Фестиваль «Минский джаз» пройдет с 4 по 6 февраля 2015 года в Клубе им. Ф.Э. Дзержинского. В программе – концерты «Американский джаз», «Джаз Бразилии» и «Шанхай – Минск. Вся жизнь с джазом. Борис Райский – 100 лет».

***

24–27 марта 2015 года в Белгосфилармонии Национальный академический концертный оркестр Беларуси представит программу «Шлягеры на все времена».

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ