Изящные линии. В Национальной библиотеке работает выставка «Времена года в императорском саду»
Познакомиться с экспозицией «Времена года в императорском саду» могут все желающие в Национальной библиотеке Беларуси. Она располагается на 3 этаже в галерее «Мобильная». Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Работы (картины, свитки, веера), представленные на выставке, выполнены в традиционных китайских стилях гунби и могуфа. Их авторы – преподаватель курса китайской живописи в стиле гунби Научно-образовательного центра «Яотянь» Наталья Клепикова и художники-любители Диана Жолудева, Светлана Петлицкая, Наталья Спасская, Алла Козлова и Юлия Витень-Амос. На многочисленных картинах изображены птицы, цветы и пейзажи, демонстрирующие единство природы и человека, глубокую связь поколений и времен.
Любая представленная работа словно оживает, как только переводишь на нее взгляд. Обилие мельчайших деталей заставляет рассматривать каждый созданный художниками образ максимально тщательно. Изящные линии и четкие формы создают целостные и лаконичные образы. Чтобы правильно «прочитать» сюжет необходимо неплохо знать культурные традиции Поднебесной и ее знаковую систему. Например, пион — цветок императора. Он символизирует красоту, романтику и любовные чувства молодости, а бамбук — долголетие, силу духа и верность.
Стоит отметить, что все авторы придерживаются существующих традиций классической китайской живописи, стараясь ее переосмыслить в контексте современности, делятся собственными интерпретациями и восприятием.
— Стиль гунби — самый древний в традиционной китайской живописи. Первое упоминание о нем датируется V в. до н. э. В XII—XIII вв. н.э. он достиг максимального расцвета. Гунби начали считать императорским, поскольку императорские дворцы украшали картины, написанные именно в этом стиле. Стиль могуфа появился несколько позже — в XIII – XIV вв. н. э. Его еще называют «бесконтурным гунби», — рассказала Н. Клепикова. — Если говорить о технике выполнения работ, то порядок следующий: на тончайшей рисовой бумаге прописываются контурные линии, каждая из которых наполнена глубоким смыслом и пишется согласно строгим канонам. Ими нужно овладеть в полной мере, чтобы картина «звучала» в соответствии с китайскими традициями. После того, как тушью сделан контур рисунка, объект картины окрашивается прозрачными тонкими слоями краски (иногда до 50 или более). На одну картину могут уходить месяцы кропотливого труда.
Н. Клепикова, не имея художественного образования, все тонкости старейших стилей живописи Поднебесной постигала на мастер-классах в Москве и Санкт-Петербурге у известных китайских мастеров, поскольку в Беларуси эти направления пока не получили должного развития. На это ей понадобилось 4 года. Сейчас Наталья делится накопленными знаниями и опытом во время своих занятий.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также: